28 июня 2023, 12:00,
обновлено 28 июня 2023, 13:46

Кабмин утвердил стратегию развития беспилотной авиации в России до 2030 года

Вадим Савицкий/ Пресс-служба Минобороны РФ/ ТАСС
По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, правительство завершает создание нацпроекта по развитию беспилотной авиации

МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Правительство РФ утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

"В течение ближайших 6,5 лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Такова главная цель стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Распоряжение об ее утверждении подписано", - говорится в сообщении на сайте кабмина.

Как подчеркнул первый вице-премьер Андрей Белоусов, сейчас правительство завершает создание нацпроекта по развитию беспилотной авиации. "В настоящее время параллельно с разработкой Стратегии развития беспилотной авиации по поручению президента России правительство завершает формирование национального проекта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии", - цитирует его пресс-служба кабмина.

Объем рынка

Объем рынка беспилотных авиационных систем в России, согласно оптимистичному сценарию, к 2035 году может составить более 1 млн единиц. 

При этом в соответствии с базовым сценарием этот объем может составить чуть менее 1 млн БАС.

Также, согласно базовому сценарию, доля БАС российского производства в общем объеме российского рынка беспилотников к 2035 году может составить 80%, а в соответствии с прогрессивным сценарием - 85%.

"Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025-2027 годах", - отмечается в документе.

Система сертификации

Система сертификации беспилотных авиационных систем должна быть разработана в России к 2030 году.

"Формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем. Срок: начало - 2023 год, окончание - 2030 год", - говорится в документе.

Кроме того, согласно стратегии, к 2035 году должна быть обеспечена информационная и инфраструктурная безопасность воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов.

К 2030 году должны быть созданы условия для оснащения беспилотников средствами индентификации и определения их текущего местоположения. Для этих целей необходимо также развивать соответствующую наземную инфраструктуру, указывается в документе.

Сферы применения

Наибольший потенциал для применения беспилотников отмечается в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании геопространственных баз данных, а также доставке грузов в труднодоступные районы.

Сейчас они уже применяются для инспекции состояния энергосетей, что позволило сократить сроки проверок в пять раз и снизить риск возникновения аварий в восемь раз, отмечается в сообщении кабмина. В картографии и кадастре использование беспилотников снизило стоимость работ на 20%, в сфере экологического контроля БАС [беспилотные авиационные системы] позволяют выявлять в четыре раза больше нарушений при том же штате инспекторов.

Ключевые направления стратегии

Стратегия определяет пять ключевых направлений развития беспилотной авиации. Первое из них - стимулирование спроса на отечественные беспилотники. Второе направление касается разработки и серийного выпуска БАС, а также создания центров внедрения новых технологий при создании беспилотников. Третье направление - развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов. Еще два направления подразумевают подготовку кадров и исследования в сфере БАС.

"Так, например, в рамках разработки и серийного производства беспилотников уже в 2023 году будет начата работа по созданию системы научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем. Ответственными за это направление определены Минпромторг, правительство Москвы, АНО "Национальная технологическая инициатива" и ряд других организаций", - отмечается в сообщении кабмина.

Кадровый резерв

В 2024 году планируется начать разработку учебных модулей и курсов обучения по беспилотникам и их внедрение в программы общего, среднего профессионального и высшего образования.

Как следует из сообщения кабмина, этой работой займутся Минпросвещения, Минобрнауки, правительство Москвы, АНО "Университет НТИ 2035". Кроме того, ведомствам поручено создать цифровой реестр кадров БАС, включающий данные о вакансиях и кадровом потенциале специалистов в этой области.

Единый заказчик

Создание базового заказчика в России в период 2023-2027 годов позволит консолидировать спрос и предложение на беспилотные авиационные системы и решить проблемы ограниченных заказов и мелкосерийного производства, говорится в стратегии.

"Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, укрупненные заказы на наиболее востребованные модели <...>, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа", - отмечается в документе. Реализация роли базового заказчика предполагается в период 2023-2027 годов.

При этом по мере развития рынка беспилотных авиационных систем роль базового заказчика может быть исключена.

Как поясняется в тексте документа, базовым заказчиком будет являться организация с госучастием, которая уполномочена в рамках реализации нацпроекта "Беспилотные авиационные системы" размещать согласованный с Минпромторгом консолидированный заказ на беспилотники, выкупать и распределять произведенные БАС между заказчиками.

"Реализация роли базового заказчика позволит консолидировать заказ на наиболее востребованные модели беспилотных авиационных систем, что позволит производителям беспилотных авиационных систем сформировать сбалансированные производственные планы и перейти на серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих в рамках производственной кооперации", - говорится в стратегии.
Кроме того, базовый заказчик позволит снизить стоимость конечного изделия за счет укрупнения заказа до 40%, следует из документа.