СУХУМ, 26 июля. /ТАСС/. Парламент Абхазии ратифицировал в среду на очередном заседании соглашение о восстановлении международного аэропорта Сухум им. В. Г. Ардзинбы, закрытого с 1993 года, передает корреспондент ТАСС с заседания.
Соглашение между правительством Республики Абхазия и правительством Российской Федерации об осуществлении российским юридическим лицом инвестиционного проекта по возобновлению деятельности и дальнейшей эксплуатации международного аэропорта Сухум им. В. Г. Ардзинбы было подписано в июне на полях Петербургского международного экономического форума. Под документом стоят подписи министра экономики Абхазии Кристины Озган и министра экономического развития России Максима Решетникова. Расположенный в 18 километрах от столицы Абхазии аэропорт не функционирует с момента окончания грузино-абхазской войны по решению Международной организации гражданской авиации (ICAO). В советский период терминал обслуживал до 5 тыс. пассажиров в сутки летом и до 1 тыс. - зимой, длина взлетно-посадочной полосы аэропорта - 3,6 км, что позволяет принимать практически все типы гражданских самолетов как со стороны моря, так и со стороны гор.
"Принять в окончательном чтении проект закона Республики Абхазия "О ратификации соглашения между правительством Республики Абхазия и правительством Российской Федерации об осуществлении российским юридическим лицом инвестиционного проекта по возобновлению деятельности и дальнейшей эксплуатации международного аэропорта Сухум им. В. Г. Ардзинба", - говорится в постановлении парламента. За ратификацию проголосовали 30 депутатов из 33 присутствующих, двое против, один воздержался.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, соглашение регулирует вопросы по реализации российским юридическим лицом инвестпроекта и определяет права и обязательства сторон по его реализации.
Представлявший законопроект депутат Алхас Барциц сообщил, что "уже есть две заявки вложиться в проект реконструкции аэропорта". "Будет создана межправкомиссия, которая выберет инвестора и будет подписано соглашение о государственно-частном партнерстве. Мастер-план примут в течение 20 дней после ратификации соглашения", - сказал он.
Срок действия соглашения - 49 лет, особый налоговый режим для инвестора - до 25 лет. "При этом подоходный налог и выплаты во внебюджетные фонды будут производиться", - пояснил депутат.
Пояснения Минэкономики
Вице-премьер, министр экономики Абхазии Кристина Озган, приглашенная на заседание парламента, отметила, что часть объекта сохраняет за собой статус государственной собственности республики. "Аэродром, плоскостное сооружение и все, что касается аэродромной инфраструктуры, сохраняет статус объектов государственной собственности. Речь идет о том, что инвестор за свой счет восстанавливает эту инфраструктуру, при этом она остается в госсобственности. Также в госсобственности остается объект историко-культурного наследия - аэровокзальный комплекс, [построенный в 1960-х годах], который будет передаваться в пользование. Аэровокзальный комплекс, построенный позже, чем объект историко-культурного наследия, и вся инфраструктура, которая обеспечивает работу аэропорта, передается в частную собственность", - пояснила Озган.
По словам министра экономики, порядок передачи этих объектов в пользование, аренду и частную собственность будет регулироваться соглашением о государственно-частном партнерстве. Озган отметила, что "для того, чтобы проект был реализован, помимо проведения работ по реконструкции, необходимо обеспечить нормативно-правовое регулирование в рамках внутреннего законодательства Абхазии, а также международного". "Нам предстоит внести изменения в воздушный кодекс Республики Абхазия, сформировать порядок возмещения НДС в рамках инструкции Минфина Абхазии, подписать с РФ соглашение об организации воздушного пространства и решить ряд других вопросов, которые должны обеспечить реализацию проекта", - сказала она.
"Мы уже приступили к ряду мероприятий, в том числе сформирована рабочая группа по подготовке соглашения о государственно-частном партнерстве, в ее состав включены представители профильных министерств и ведомств, а также Министерства обороны, Службы госбезопасности Абхазии, потому что объект сохраняет за собой статус объекта двойного назначения. Кроме того, мы приступили к оценке имущества комплекса, обязательно пройдет инвентаризация, и все это завершится в ближайшие две недели. Мы уже ведем работу по разработке проекта соглашения о воздушном пространстве. Процесс запущен и находится на стадии активных консультаций", - рассказала Озган.
На завершающей стадии, по словам главы Минэкономики, находится формирование порядка определения российского юрлица, которое будет реализовывать проект реконструкции аэропорта. "Предусматривается, что будет создана двусторонняя комиссия на площадке Минэкономразвития России и Минэкономики Абхазии, в которую войдут представители сторон с равноправным количеством участников. Комиссия будет рассматривать поступающие заявки в отношении реализации этого инвестпроекта, будут определены ключевые требования к предоставлению такой информации. Основными критериями отбора будут технико-экономические показатели, сроки реализации проекта, гарантии инвестора и объем инвестиций. Комиссия осуществляет только отбор, решения будут приниматься на уровне сопредседателей межправкомиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Абхазией и Россией.
Ранее глава Минэкономразвития России Максим Решетников заявлял, что для России аэропорт в Сухуме решит сразу две важные задачи - снимет крайнюю загруженность с аэропорта Сочи и с многостороннего автомобильного пункта пропуска "Адлер", которые на сегодняшний день являются главными точками входа в Абхазию для российских граждан. По предварительной оценке Минтранса России, Росавиации и потенциального инвестора, стоимость первого этапа реконструкции составит 6,5 млрд рублей.
Со слов заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача на сайте Минэкономразвития ранее сообщалось, что на первом этапе запланирована реконструкция 2,4 из 3,6 км взлетно-посадочной полосы, что позволит аэропорту принимать пассажирские самолеты типа SSJ-100, Мс-21 и грузовые Ил-76. Ожидается, что годовой объем перевозок на первом этапе реконструкции составит 375,8 тысячи пассажиров, второй этап восстановительных работ начнется по достижению отметки в 1 млн пассажиров в год. В случае своевременной реализации проекта возобновление деятельности аэропорта планируется в четвертом квартале 2024 года. Ожидается, что общий объем пассажирских перевозок нового аэропорта составит порядка 1,2 млн пассажиров в год.