САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 сентября. /ТАСС/. Несколько вариантов плавучих энергосистем с атомными реакторными установками разрабатываются в России. Инженеры создают проекты как для Арктики и Дальнего Востока, так и для тропиков, как несамоходных, так и способных передвигаться самостоятельно, рассказал главный конструктор плавучих энергоблоков ЦКБ "Айсберг" Глеб Макеев, выступая на форуме "Нева-2023".
Российские разработчики все время пытаются создать универсальное решение, и каждый раз по каким-то причинам это не получается, отметил Макеев. "Поэтому практически все плавэнергоблоки отличаются один от другого", - рассказал он. В первую очередь, по его словам, это модернизированные плавучие энергоблоки (МПЭБ) с атомными реакторами, спроектированные на базе ПЭБ "Академик Ломоносов" (проект 20870), в настоящее время стоящего около города Певек на Чукотке и снабжающего этот год теплом и электроэнергией.
Новые МПЭБ проекта 20871 сейчас строятся в Китае и на Балтийском заводе (входит в ОСК). Плавблоки этого проекта предназначены для работы в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. От "Академика Ломоносова" их отличает новая реакторная установка РИТМ-200С и выдаваемая потребителям мощность - 106 МВт. Срок эксплуатации - 40 лет, интервал между перегрузкой топлива в активной зоне - 5 лет, на месте удерживаются устройствами жесткой швартовки, которые позволяют компенсировать перемещение энергоблоков от приливов-отливов примерно в 5 м. Мощность, вырабатываемая энергоблоком, передается на берег с помощью 50 высоковольтных кабелей.
На блоках следующего проекта 20872 применяется установка РИТМ-200М с увеличенным до 10 лет межперегрузочным интервалом. Тропический вариант этого энергоблока - оптимизированный плавэнергоблок (ОПЭБ, проект 23870) - также будет оснащен реакторами РИТМ-200М. Но выдаваемая мощность слегка понижена - до 100 МВт Предполагается, что персонал ОПЭБ будет жить на берегу, поэтому энергоблок проекта 23870 получился самым компактным - 112 м.
Самый мощный в линейке плавэнергоблоков - МПЭБ проекта 20873 с реакторной установкой РИТМ-400М, аналогичной той, что создают для ледокола "Лидер". Мощность, выдаваемая потребителям - 180 МВт, что потребовало бы 100 стандартных кабелей и составило бы небезопасный для работы энергоблока вес. Однако, сообщил Макеев, конструкторы нашли выход, решив применить технологию сверхпроводимости, что позволит заменить 100 стандартных кабелей четырьмя сверхпроводящими.
ЦКБ "Айсберг" также проектирует судно обеспечения электроэнергией (СОЭ, проект 24870) с реакторами РИТМ-200М. Одно из главных отличий СОЭ от МПЭБов - это плавсредство со своим ходом. Судно может приходить на точку базирования самостоятельно со скоростью до 12 узлов. Проект, по словам Макеева, разрабатывался для работы в Мексиканском заливе, судно должно при необходимости смочь самостоятельно покинуть место базирования. Стыковка со специальным всплывающим буем и швартовка происходят в автоматическом режиме. Судно может вращаться вокруг оси буя на 360 градусов, занимая удобное положение, через этот же буй с помощью сверхпроводящих кабелей передается электроэнергия.
Безопасность систем с атомными реакторами
Все эти проекты, по словам Макеева, имеют одно общее преимущество - экологическую безопасность. "Одним из основных преимуществ этих всех проектов является принцип, заложенный в их основу, - принцип "зеленой лужайки", - сказал он. Разработчики создают плавэнергоблоки, загружают топливо и испытывают их на специализированных предприятиях. На берегу ничего не происходит, никаких строек на месте базирования не ведется. "Если плавэнергоблок на месте базирования заканчивает свою эксплуатацию, то там опять-таки ничего не остается после его ухода, кроме пирса, который может быть использован для грузовых операций, или, если это тропическая страна, например, для швартовки яхт", - добавил Макеев.