МОСКВА, 21 сентября. /ТАСС/. Предприятия АО "Наука и инновации" (НиИ, научный дивизион Росатома) за год освоили производство более 20 компонентов для иностранных воздушных судов. Об этом сообщает пресс-служба дивизиона со ссылкой на выступление заместителя генерального директора по развитию и международному бизнесу НиИ Петра Зеленова на семинаре "Лучшие практики поддержания и обслуживания парка воздушных судов в условиях санкционных ограничений".
"На базе собственных технологий мы за год освоили производство более двух десятков компонентов для воздушных судов иностранного производства", - приводит пресс-служба слова Зеленова. Кроме того, рассказал замгендиректора НиИ, на Дальнем Востоке у дивизиона есть центр научно-исследовательских разработок, который изначально создавали для обучения специалистов атомной отрасли. "Сейчас на его базе приступаем к обучению и по авиационной тематике. Вместе с партнерами нам интересно найти применение нашим компетенциям в новой сфере и решить стратегическую задачу для страны по импортозамещению и достижению национального технологического суверенитета, - отметил он. - Научный дивизион Росатома объединяет 10 предприятий и около 10 тыс. человек. В фокусе нашего дивизиона - создание новых продуктов. У нас есть отдельный кластер, посвященный материаловедению и композитам. В связи с этим уверены, что можем воспроизвести необходимые сейчас авиационной отрасли материалы и создать изделия, не уступающие зарубежным аналогам".
Поддержка летной годности
Компетенции Росатома могут обеспечить поддержку летной годности эксплуатируемого российскими авиакомпаниями парка воздушных судов, которая до недавнего времени обеспечивалась внешними подрядчиками, отметил советник технического директора ПАО "Аэрофлот" Марат Терещенко. "Мы работаем со многими профильными, в том числе авиационными российскими научными и производственными организациями и предприятиями, связанными с производством авиационной техники и их комплектующих. Но из-за их высокой загрузки <…> бывает трудно зайти на предприятия, заводы, где все настроено на массовое серийное производство новых изделий, с разовыми, во многом уникальными заказами и потребностями, возникающими у авиакомпаний в процессе эксплуатации иностранных воздушных судов. У Росатома же есть такие ресурсы, есть научные и исследовательские компетенции, есть опыт мелкосерийного производства, в том числе специальных технологий, его продукция соответствует самым высоким российским и международным стандартам, системам менеджмента качества, в том числе ISO - и не только", - считает представитель "Аэрофлота".
В 2023 году специалисты Росатома адаптировали воздушные и водяные фильтры, которые производятся для атомных станций, под применение в системах подачи и рециркуляции воздуха и подачи воды воздушных судов иностранного производства. Многоэтапные испытания изделий подтвердили их полное соответствие требуемым техническим характеристикам и высочайшему уровню безопасности. Расчетный ресурс отечественных фильтров превышает показатели зарубежных аналогов на 20-25%, что делает их экономически более эффективными по сравнению с ранее использовавшимися импортными изделиями. Производство фильтров осуществляется на территории Физико-энергетического института имени А. И. Лейпунского (входит в научный дивизион Росатома). В начале сентября на VIII Восточном экономическом форуме Росатом и Аэрофлот подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в сфере разработки, испытаний, производства и технического обслуживания авиационной техники.