Правительство России приняло решение временно ограничить экспорт бензина и дизтоплива. Таким образом власти намерены сбалансировать внутренний рынок и снизить цены на бензин, которые достигли рекордных значений. Рынки уже успели отреагировать: на бирже бензин подешевел за день на 2%.
ТАСС собрал основное о ситуации на топливном рынке России.
Запрет с исключениями
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, которое вводит временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Они вступили в силу с четверга 21 сентября.
Запрет касается в целом бензина и дизтоплива, однако правительство ввело несколько исключений. В частности, под ограничения не подпадают поставки из РФ в ЕАЭС, Южную Осетию и Абхазию, а также экспорт по межправсоглашениям или в рамках гуманитарной помощи. Кроме того, запрет не применяют к бензину, который везут с собой через границу физлица.
Ограничение позволит пресечь "серый" экспорт, насытить внутренний рынок, а также может привести к дополнительному снижению цен, заявили журналистам в Минэнерго РФ.
Подготовка решения
О том, что готовятся решительные действия, было известно давно. Так, еще на прошлой неделе источник в правительстве сообщил ТАСС, что на совещании у вице-премьера Александра Новака обсуждались два варианта: полный запрет экспорта нефтепродуктов или повышение экспортной пошлины до заградительного уровня в $250 за тонну.
В среду замминистра энергетики Павел Сорокин анонсировал в Госдуме "достаточно радикальные шаги" по борьбе с "серым экспортом". В тот же день стало известно отношение бизнеса к планам правительства. Глава "Газпром нефти" Александр Дюков заявил, что заградительная пошлина "на коротком отрезке может сначала привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению оптовых цен", "но последствиями этого станут снижение эффективности НПЗ и, соответственно, уменьшение объемов переработки".
Причины роста цен на бензин
Биржевые цены на бензин и дизтопливо в последние месяцы достигали рекордных уровней, однако с этой недели начали снижаться. Среди причин сложившейся ситуации Сорокин назвал девальвацию рубля, повлиявшую на экспортные товары, в том числе нефть и нефтепродукты, а также мировой дефицит дизеля, особенно в Европе.
Важную роль в регулировании российского топливного рынка играет механизм демпфера. Так, если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. С 1 сентября заработала корректировка механизма, которая, по сути, сократила выплаты по топливному демпферу на 50%.
Таким образом сложилась ситуация, когда производителям нефтепродуктов крайне невыгодно поставлять бензин и другие товары на внутренний рынок, что привело к росту внутрироссийских цен и проявлениям локального дефицита топлива.
21 сентября после объявления о временном ограничении экспорта бензин на бирже подешевел на 4,0-5,7%, дизель - более чем на 2%.