МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, 10 ноября. /ТАСС/. Объем грузоперевозок по западному маршруту международного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг" со станций СКЖД за 10 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года вырос на 17,5%, по восточному - на 62,6%. Об этом сообщил начальник Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Тимур Сушков на круглом столе "Драйверы повышения эффективности железнодорожной логистики на Юге России", который проходит в Минводах.
"В январе-октябре текущего года погрузка экспортных грузов на станциях Северо-Кавказской железной дороги для перевозки через западный маршрут МТК "Север-Юг" составила 871,6 тыс. тонн. Это на 17,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года", - сказал Сушков.
Более половины от объема составили зерновые (53%). Также были отправлены продукты перемола, минеральные удобрения, комбикорм, нефть и нефтепродукты, черные металлы и продтовары. Основной объем грузов отправлялся со станций Зеленокумск, Невинномысская, Расшеватка, Дивное, Зольский, Буденновск, Дербент и Абинская (Краснодарский край). Главными импортерами выступали Азербайджан, Иран и Грузия.
"Учитывая, что более половины объема грузов, перевозимых со станций СКЖД по западному маршруту МТК "Север - Юг", составляет зерно и продукты перемола, прорабатывается возможность оптимизации их доставки вагонами разных экспортеров, сформированных в рамках предоставления сервиса "грузовой экспресс". Данная услуга предполагает доставку по специальному выделенному графику, позволяя существенно увеличить оборот вагонов и снизить затраты на транспортировку", - отметил Сушков.
Он также сообщил, что по восточному маршруту МТК "Север - Юг" со станций СКЖД через Казахстан в Афганистан и Туркменистан доставлено 201,6 тыс. тонн, что на 62,6% превышает уровень прошлого года. Больше всего перевезено нефти и нефтепродуктов (68%), которые направлялись со станций Краснодар-1 и Афипская (Краснодарский край). Также по восточному маршруту со станций СКЖД доставлялись продтовары, продукты перемола, черные металлы.
"По Транскаспийскому маршруту через порт Махачкала в Иран за 10 месяцев текущего года перевезено 6,1 тыс. тонн зерновых грузов со станции Благодарное", - добавил Сушков.
О МТК "Север - Юг"
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.
По данным РЖД, МТК "Север - Юг" в своей южной части предполагает несколько маршрутов следования с использованием железнодорожного транспорта: Западная ветвь коридора - прямое ж/д сообщение через ЖДПП Самур (Россия) - Ялама (Азербайджан) и между странами Центральной Азии и Закавказья, с выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Астара (Азербайджан) - Астара (Иран). Транскаспийский маршрут - с использованием российских портов Каспийского бассейна РФ (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов Ирана. Восточная ветвь коридора - прямое ж/д сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Сарахс (Туркменистан) - Сарахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) - Инче Бурун (Иран).
В 2022 году грузоперевозки по МТК составили более 16 млн тонн. Как сообщил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач в рамках сентябрьского пленарного заседания VIII Каспийского медиафорума в Астрахани, согласно прогнозам, объем торговли по МТК к 2030 году превысит этот показатель более чем в два раза - по экспорту до 35 млн тонн, по импорту - до 6 млн тонн. По его данным, объем перевозок по МТК "Север - Юг" в первом квартале 2023 года вырос в два раза по сравнению с прошлым годом, и в том числе по Западному маршруту - в два раза, по Транскаспийской части МТК - в три раза, по Восточной части - в 3,3 раза.