15 декабря 2023, 13:43,
обновлено 15 декабря 2023, 14:28

Грузооборот трех портов на Каспии в 2023 году вырос на 33%

Он составил 7,2 млн тонн, отметил министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский

АСТРАХАНЬ, 15 декабря. /ТАСС/. Грузооборот трех портов Каспийского бассейна достиг 7,2 млн тонн, что превышает показатели прошлого года на 33,4%. Об этом сообщил ТАСС министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский.

В Каспийском бассейне расположены три морских порта - Оля и Астрахань (Астраханская область), а также Махачкала (республика Дагестан). По данным Росморречфлота, их грузооборот за 2022 год составил 6 млн тонн, из них астраханских портов суммарно - почти 3 млн тонн грузов.

"В 2023 году портовой комплекс Астраханской области показал достаточно хорошие результаты работы. По оперативным данным, с начала года перевалено уже 3,9 млн тонн грузов, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 150%. В целом же грузооборот морских портов России увеличился на 5,7%, грузооборот морских портов Каспийского бассейна вырос на 33,4% - до 7,2 млн тонн", - сказал Волынский.

Он уточнил, что динамика показателей подтверждают возрастающую роль Астраханской области на маршруте международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг.

"Основную номенклатуру грузов портового комплекса Астраханской области составляет зерно - рост перевалки практически в 2,5 раза. Значительно возросла перевалка пищевых продуктов, большую часть которых составляет растительное масло. Перевалка импортных грузов увеличилась на 50%, перевалка экспортных грузов увеличилась на 55%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - пояснил Волынский.

МТК Север - Юг

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.

О загрузке астраханских портов

Как уточнил ТАСС Волынский, астраханские порты, где отмечается рост числа судозаходов на 23%, инвестируют средства в расширение территорий, закупку нового оборудования и приобретение флота. Регион имеет стабильный внешнеторговый оборот с Ираном, около 90% всех грузов, проходящих через астраханский воднотранспортный узел, следуют в иранском направлении. Также через Астраханскую область осуществляется транзит грузов из Турции, Ирана, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана в Россию и в обратном направлении.

"В этом году за счет включения грузового терминала, специализирующегося на перевалке зерна, были расширены границы морского порта Астрахань. Терминалом перевалено около полумиллиона тонн, его техническое оснащение усилилось тремя погрузчиками и двумя портальными кранами, объем инвестиций составил более 270 млн рублей. Модернизируется и ПАО "Астраханский порт", контрольный пакет акций которого принадлежит иранским инвесторам. Так, на сумму около 700 млн рублей профинансировано приобретение портального и автомобильного кранов, осуществлен ремонт причала с заменой отбойных устройств, построен склад. Ввиду роста грузооборота в Лиманском районе региона в морском торговом порту Оля была открыта новая контейнерная площадка, установлены краны большей грузоподъемности", - пояснил он.