15 февраля, 20:49,
обновлено 15 февраля, 21:13

Песков сообщил, что схема ВСМ Москва - Петербург согласована на совещании у Путина

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков

Детали документа будут оперативно доработаны, отметил пресс-секретарь президента РФ

ВЕРХНЯЯ ПЫШМА /Свердловская область/, 15 февраля. /ТАСС/. Высокоскоростная железная дорога (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом будет построена, основная схема проекта согласована. Об этом ТАСС сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков по итогам совещания, которое провел глава государства.

"ВСМ будет. Основная схема согласована. Детали будущего документа будут оперативно доработаны", - сказал пресс-секретарь.

Президент России Владимир Путин провел в четверг специальное совещание по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. По его словам, стране нужны высокоскоростные маршруты, чтобы нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузить аэропорты, способствовать росту внутреннего туризма. На совещании глава государства напомнил о давнем обсуждении этой темы и потребовал представить подготовленные предложения по источникам и механизмам финансирования, обозначить сроки и этапы работы, а также условия привлечения инвесторов и институтов развития.

Сценарии финансирования ВСМ

Как сообщил на совещании министр транспорта Виталий Савельев, рабочая группа рассмотрела несколько сценариев финансирования проекта, но многие из них были признаны нереализуемыми. Поэтому в качестве базового сценария рабочей группы принята следующая структура финансирования: 218,5 млрд рублей - это взносы в уставный капитал концессионера; второе - это 290 млрд рублей - облигации пенсионного фонда "Газфонд"; 903,8 млрд рублей - привлекаемые кредитные средства Сбербанка, ВТБ, "Газпромбанка", которые готовы участвовать в проекте. Также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд рублей на период строительства работ по проекту, в том числе 580,6 млрд рублей за счет средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году". По его словам, также понадобится федеральный грант в 28,5 млрд рублей на выкуп земельных участков и еще субсидии федерального бюджета в размере 299,4 млрд рублей в 2028-2038 годах на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе работы ВСМ.

Министр уточнил, что уже разработана организационная схема проекта, которая предполагает наличие концессионера. "Мы также разработали организационную схему проекта, здесь она представлена, она предусматривает государственно-частное партнерство на основе заключаемого концессионного соглашения. Уже создана компания, которая планирует выступить акционером концессионера, назвали ее "ВСМ - две столицы", - сказал он.

В России сейчас нет ни одной железной дороги, специально предназначенной для высокоскоростного движения (со скоростью более 250 км/ч). Вопрос о строительстве магистралей исключительно для скоростных поездов начал рассматриваться в СССР в конце 1960-х годов. В 1992 году для строительства скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было создано акционерное общество, первоначально работы планировалось завершить в 2000 году, но уже в 1998 году предыдущие решения по ВСМ были фактически отменены.

Позднее власти РФ вернулись к планам строительства нескольких ВСМ, включая трассу Москва - Санкт-Петербург.