ВЛАДИВОСТОК, 2 апреля. /ТАСС/. Готовность Приморского края к посевной кампании 2024 года по технике, топливу, семенам и защите растений составляет 100%, рассказал ТАСС министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Сложности представляет завоз удобрений из-за простоя вагонов на железной дороге и загруженности восточной части Трассибирской магистрали.
"По топливу у нас перебоев нет, два нефтеперерабатывающих завода на Дальнем Востоке работают и, надеюсь, здесь никаких не будет катаклизмов. То, что касается семян, - семенами мы обеспечены, все в графике. По подготовке техники - на сегодня уже нет того, что было в 2022 году, когда нам объявили санкции, и мы не знали, где брать запчасти на иностранную технику. Сейчас все это отлажено заблаговременно. Часть запчастей завозится и заказывается за полгода", - рассказал Бронц.
Он отметил, что в 2024 году запланировано засеять яровыми культурами почти 500 тыс. га. При этом основной проблемой остается поставка удобрений. Они фактически оплачены, но по железной дороге они не движутся, часть даже не загружается, потому что РЖД не дает согласия на их перевозку.
"Все из-за того, что Транссиб, особенно дальневосточная часть, перегружена. Это может существенно повлиять на посевные площади, потому что хозяева, понимая, что без удобрений урожая не будет, оставляют землю. Если удобрения не успеют дойти до нас, они высевать весь плановый объем не будут", - отмечает министр.
Что касается средств защиты растений, край также обеспечен ими на 100%. То, что необходимо в начале посевной кампании, уже завезено, а то, что требует применения начиная со второй половины июня и до середины августа, находится в пути.
Дефицит кадров и автоматизация
Еще одной сложностью при проведении посевной кампании в Приморье пока традиционно является дефицит кадров. Сельхозпредприятия Приморского края решают эту проблему за счет цифровизации и автоматизации процессов, а также повышения профессиональных качеств выпускников техникумов и вузов.
"Сегодня система обучения позволяет выпускать специалистов, которые владеют различными видами техники, в том числе могут управлять и квадрокоптерами. Несколько учебных заведений, в том числе и сельскохозяйственной направленности, у нас уже прошли сертификацию. В то же время механизаторы управляют не только российскими и белорусскими тракторами, но и другими иностранными. А сама эта техника компьютеризирована и может проходить наладку удаленно и работать в поле на автопилотировании, за счет более высокопроизводительной работы агрегатов требуется меньше людей", - рассказал Бронц.
При этом, если не считать сезонные виды работы от посевной до уборочной, на которые привлекаются сезонные работники на 4-5 месяцев, укомплектованность персоналом сельхозпредприятий составляет до 84%. Этот дефицит ощущается, отмечает министр, на фоне того, что идет старение работников на селе, молодежь стремится в город, часть работников добровольно пошли служить по контракту в ВС РФ. В то же время процесс воспитания и обучения персонала вышел в Приморье на новый уровень, подчеркнул Бронц.
"Многие предприятия осознали, что сегодня надо активно работать с профтехобразованием, что они и делают. Они заключают соглашения и начинают сопровождать студентов в их обучении. Серьезно помогает то, что идет активная модернизация профтехобразования по программе "Профессионалитет". Пересмотрена система подготовки кадров в сторону больше числа практических занятий", - отметил собеседник агентства.
Зона рискованного земледелия
Приморский край находится в зоне рискованного земледелия из-за погодных условий. Ежегодно в регионе происходят паводки - как в результате летних тайфунов, так при весеннем половодье. Вода размывает дороги и мосты, подтапливает жилые дома. Вскрытие рек в Приморском крае в 2024 году началось с третьей декады марта и планируется по начало апреля, что раньше средних многолетних сроков на 2-7 дней.