ПЕТРОЗАВОДСК, 24 мая. /ТАСС/. Глубоководный морской порт с потенциальным грузоборотом в 10 млн тонн в год и объемом инвестиций в 50 млрд рублей планируют построить в Беломорске. Об этом сообщил глава Карелии Артур Парфенчиков во время рабочей поездки в Москву.
"Глубоководный грузовой порт в Беломорске <...> с потенциалом грузооборота до 10 млн тонн в год <...> - это ближайшие морские ворота для европейской части России, Республики Беларусь к Северному морскому пути. Порт позволит обеспечить транспортировку грузов в Китай, страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки, которые перевозятся по Беломорско-Балтийскому каналу. <...> Инвестиции по проекту составят порядка 50 млрд рублей", - сообщил Парфенчиков.
По его словам, порт обеспечит каботажные перевозки до портов на Северном морском пути грузов северного завоза и арктических проектов. Необходимые глубины Белого моря обнаружены в 10 км от Беломорска.
Морская транспортировка грузов с перевалкой через порт в Карелии обеспечит альтернативный маршрут доставки грузов в крупные морские порты, такие как Мурманск и Архангельск, что необходимо в условиях загруженности железнодорожных подъездов, отметил Парфенчиков. Проект порта также позволит возродить судоремонтную базу, строить суда для Беломорско-Балтийского канала.
Проект глубоководного морского порта в Беломорске вошел в проект мастер-плана по развитию Кемско-Беломорской агломерации. 1 июля 2024 года мастер-план представят президенту России.
Международный транспортный коридор
Кроме того, морской порт в Беломорске войдет в инфраструктуру формирующегося международного транспортного коридора на принципах "синей экономики", который обсуждали на первом научно-практическом форуме "Арктика - наш общий дом" в Петрозаводске. Форум проходит с 22 по 24 мая.
"38% территории Карелии принадлежит Арктической зоне России, а восстановление советской портовой инфраструктуры на Белом море позволит обеспечить грузопоток европейской части России на Севморпути. Поэтому она [Карелия] напрямую может участвовать в создании этой ["синей"] экономики, потому что как раз эти существующие порты нуждаются в существенной модернизации и приведении в соответствие с международными экологическими стандартами. <...> У нас есть понимание, как развивать Северный морской путь как часть международного транспортного коридора", - сообщил ТАСС профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сергунин.
По его словам, согласно существующему федеральному законодательству, Белое и Баренцево моря формально не входят в состав Северного морского пути, который простирается от Берингова пролива до так называемых Карских ворот между архипелагом Новая Земля и островом Вайгач. Оба моря вошли в проект международного транспортного коридора, который планируется реализовывать по принципам "синей экономики".
"Мы должны понять, что наряду с наращиванием грузопотока по формирующемуся международному транспортному коридору мы просто не должны забывать о принципах устойчивого развития. О том, что интенсификация грузопотока не должна нанести вред окружающей среде и людям, которые там живут", - заявил ТАСС Сергунин.
По его словам, проект международного транспортного коридора носит мультимодальный характер, то есть, подразумевает не только морские перевозки, но и железнодорожные пути и шоссе, связывающие некоторые порты между собой. К ним относятся и порты в Карелии.