24 июня, 16:00
Статья

Качая "Хомяка": можно ли заработать криптовалюту с помощью электронной игры?

REUTERS/ Mike Blake

Новая тенденция наметилась на рынке криптовалют. Разработчики стартапов привлекают внимание к ним с помощью игр-кликеров. Человеку предлагается кликать по экрану и за эту нехитрую процедуру получать виртуальное вознаграждение. Затем это вознаграждение можно будет обменять на вышедшую на биржу новую криптовалюту, продать ее и заработать уже реальные деньги. Одним из самых громких сейчас проектов можно назвать игру Hamster Kombat, или, как ее называют в народе, "Хомяк". 

Реально ли с помощью игры заработать деньги из воздуха, чем рискуют игроки и нет ли в таких проектах признаков мошенничества — читайте в нашем материале.

Виртуальный питомец

Механика игры Hamster Kombat очень проста и даже примитивна: скачав приложение, игрок регистрируется и заводит себе рисованного хомячка. Сначала он находится "на минималках" — даже без шерсти, но по мере прокачки обрастает мехом, а на определенном уровне обзаводится деловым костюмом и галстуком и другими атрибутами успешного бизнесмена. Прокачивать рисованного грызуна нужно с помощью виртуальных монеток, которые собираются кликами. То есть надо просто нажимать хомяку на живот. Каждое нажатие — монетка. Нажимать можно и сразу пятью пальцами, тогда монетки собираются быстрее. Как и в большинстве игр, здесь есть правила, которые мотивируют игрока регулярно заходить в приложение и обновляться. Больше монет можно заработать с помощью разных дополнительных усилий.

Например, привести в игру друга. Ему можно отправить ссылку, если он по ней пройдет и сыграет, владельцу ссылки начислят бонусы. Также имеются бусты (специальные карточки), которые надо покупать (все за те же виртуальные монеты) и дополнительно обогащать своего мультипликационного питомца. Интеллектуальных усилий игра не требует. Никаких собственных денег в игру вкладывать тоже не надо.

В конце марта игра была выпущена "в люди", а ближе к лету началось ее активное продвижение в медиа. 

Сегодня соцсети пестрят сообществами, просящими пройти по ссылке (за это хозяин ссылки получает бонус), а на маркетплейсах даже продают вибромассажеры, якобы позволяющие многократно повысить количество нажатий и таким образом увеличить скорость накопления монет. 

Однако главная цель игры заключается в другом. Разработчики обещают вывести проект на виртуальную биржу, после чего накопленные монетки можно будет перевести в новую криптовалюту под названием $HMSTR. О том, что это произойдет, авторы сообщили в официальном аккаунте игры в соцсети Х. Однако практически никаких подробностей, в том числе о курсе обмена, бирже, на которой должен пройти листинг, и других условиях, они не сообщают. Разработчики лишь сказали, что количество крипты будет зависеть не от числа накопленных монет, а от активности, с которой человек играл с хомяком. Листинг валюты обещан в июле, однако и в данном случае никакой конкретики до сих пор не появилось.

Афера или нет?

Принцип "приведи друга — получи бонус" действительно используется в сетевом маркетинге для увеличения охвата аудитории. Однако сама по себе эта схема мошеннической не является, даже если обещанные бонусы можно использовать только внутри самой системы. Что касается сравнения с финансовыми пирамидами, то и здесь к авторам Hamster Kombat придраться сложно. Как известно, главный принцип пирамиды — выплаты более ранним участникам за счет средств, которые внесли участники поздние.

Однако в "Хомяке" не требуется совершать никаких покупок за реальные деньги, во всяком случае пока, а начислять виртуальные премии разработчики могут беспрепятственно и в любом устраивающем их количестве.

Впрочем, и смущающие моменты в проекте имеются. Во-первых, ничего не известно о его разработчиках. Рекламные ролики, выложенные на видеохостингах, демонстрируют все того же киберхомячка, а текст читается роботизированным голосом. Подобная личная таинственность не слишком свойственна людям, стремящимся вывести на рынок новый продукт. Наоборот, чем больше известно о тех, кто курирует проект, тем больше к нему доверия. 

Во-вторых, авторы игры (кто бы они ни были) уже дважды сдвигали время вывода койна на рынок. Сначала шли разговоры о листинге в мае, затем в июне, сейчас срок сдвинулся на июль. Это, разумеется, тоже не преступление, но подмывает веру в серьезность проекта у потенциальных участников. 

Люди, интересующиеся рынком криптовалют, относятся к Hamster Kombat довольно скептически. По словам одного из криптоигроков, с помощью игровой составляющей разработчики пытаются заинтересовать своей криптой массового потребителя. "Все знают про биткойн и, возможно, хотели бы вложиться в него, но средств на это хватает далеко не всем, — говорит эксперт. — А про новую валюту не знает никто. Серьезные игроки ей не заинтересуются, поэтому ее можно попытаться продать неискушенным гражданам, которые считают, что поймают удачу с новым проектом".

В фильме "Волк с Уолл-стрит" главный герой зарабатывал деньги, убеждая людей приобретать "мусорные" ценные бумаги — акции и облигации незначительных компаний, чей бизнес в итоге не приносил прибыли. По словам эксперта, с такой деятельностью можно сравнить регулярно возникающие сейчас проекты выпуска новых криптовалют. Новый койн проходит листинг на бирже и, пока вокруг него поддерживается ажиотаж, раскупается новичками, а затем его судьба остается непредсказуемой. 

Три дороги

Мир уже сталкивался с историями вокруг создания хайповых проектов, в том числе и с участием криптовалют. Относительно давно, в 2021 году, разразился мировой скандал вокруг проекта Squid — крипты, выпущенной на волне популярности сериала "Игра в кальмара". Разработчики проекта обещали, что токенами можно будет оплатить участие в специальном турнире по мотивам сериала, а взносы от участников составят призовой фонд. Справедливости ради, часть участников игрового сообщества с самого начала обращала внимание на сомнительность проекта, его непрозрачность, а особенно на то, что токены нельзя продать, а можно только купить (у создателей), чтобы потом обменять на участие в будущей игре. Кроме того, аккаунты проекта в соцсетях были закрыты для комментариев, а на "официальном" сайте не работал раздел "Правила и условия" и не было сведений об авторах проекта. Тем не менее мошенники вывели Squid на криптобиржи, за несколько дней раздули вокруг него ажиотаж, задрали цену в сотни тысяч раз (в начале торгов монета стоила один американский цент, а на самом пике спроса — $2 861), а затем за несколько часов вывели деньги, собрав порядка $3,4 млн. В своих последних сообщениях они довольно цинично сослались на неких злоумышленников, которые стремятся взломать их проект, заявили, что не хотят работать в такой невыносимой обстановке, удалили все аккаунты и бесследно исчезли. Стоимость Squid упала до нуля. 

Другой пример — совсем свежий и гораздо более позитивный. В начале нынешнего года в Telegram появилось встроенное приложение-кликер, предлагающее собирать монеты, которые можно будет обменять на токены Notcoin, когда крипта пройдет листинг на бирже. Никаких собственных денег в игру вкладывать не предлагалось, и она очень быстро обрела массу поклонников, создавших целые сообщества. В апреле токен действительно вышел на криптобиржи (в том числе на такие крупные, как Binance и OKX) и в отличие от Squid оказался вполне легальным проектом, потому что виртуальные монетки действительно можно было обменять на настоящие деньги по курсу примерно $100 за 10 млн монет. Правда, чтобы накликать такую сумму, нужно было совершать по 15 тапов в секунду (три движения пятью пальцами) 7,5 суток без перерыва. А учитывая, что "накопительный период" длился всего 90 дней, о том, чтобы накликать сотни тысяч настоящих рублей, не могло быть и речи. А хитрые игроки, использующие специальные программы — автокликеры, могли получить от разработчиков бан, поэтому на форумах люди делились друг с другом лайфхаками, как настроить автокликер правильно. 

Notcoin продолжает торговаться, причем даже выше цены размещения. Первые торги, состоявшиеся 16 мая, начинались с отметки 0,93 рубля за токен. В начале июня он вырастал даже до 2,68 рубля, но к середине месяца опустился до 1,30 рубля. Впрочем, его дальнейшую судьбу (как и любого другого инструмента из криптомира) предсказывать никто не берется. 

Еще более туманной представляется судьба Hamster Kombat. Только сами разработчики знают, по какому пути они ведут свой проект. Возможно, по одному из описанных выше. Возможно $HMSTR действительно пройдет листинг и взлетит в цене. Или наоборот — оглушительно провалится. А возможно, никакого листинга вовсе не будет и проект останется просто игрой. Никаких гарантий авторы приложения не дают.

Евгений Мазин