МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Запрет флотского мазута в качестве топлива в Арктике поможет переходу судоходства на сжиженный природный газ (СПГ) и строительству судов с двухтопливными двигателями. Об этом сообщили ТАСС опрошенные эксперты.
С 1 июля 2024 года вступило в силу решение Международной морской организации (ИMO) по запрету использования флотского мазута в качестве топлива судами, осуществляющими деятельность в морских водах Арктики. Требование имеет пятилетний переходный период до 1 июля 2029 года, в течение которого определенные типы судов смогут использовать флотский мазут в качестве судового топлива. Запрет не распространяется на суда, имеющие двойной корпус, на поисково-спасательные суда, а также суда, предназначенные для предотвращения и ликвидации разливов нефти.
"Для развития арктического судоходства и экономики северных регионов России крайне важно до 1 июля 2029 года решить проблему перехода с флотского мазута на использование СПГ и, особенно с учетом тяжелых и не всегда предсказуемых ледовых условий в Арктике, на строительство судов с двигателями, способными работать и на СПГ, и на мазуте. ГМК "Норильский Никель" проактивно попытался заблаговременно начать строительство первых таких арктических судов, но санкции сделали невозможной реализацию данного проекта. Поэтому возможность строительства судов с двухтопливными двигателями является важным вызовом для обеспечения экологической ответственности развития арктического судоходства и его технологической независимости", - заявил руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц.
Время до 2029 года можно использовать для дальнейшего перевода судов на природный газ, что является рынком сбыта для российского СПГ, добавил исполнительный директор проекта "Земля касается каждого" Владимир Чупров. "Самое главное - это снижение вероятности аварий с таким опасным по экологическим последствиям в результате разливов топливом, как флотский мазут. Переход на СПГ зафиксирован на уровне стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года в соответствии с указом президента РФ", - сказал Чупров.
Введение данного требования является важным шагом в части снижения экологических рисков, особенно на фоне роста интенсивности судоходства в Арктике, поскольку разливы флотского мазута негативно воздействуют на морские экосистемы, считает президент Национальной ассоциации по предупреждению и ликвидации нефтеразливов, член Научно-экспертного совета Всероссийского общества охраны природы Ольга Мишина.
"Необходимо решить вопрос о применении в арктическом судоходстве современных и более экологичных, чем мазут, видов энергии. В качестве основной альтернативы флотскому мазуту может рассматриваться СПГ. В то же время инфраструктура для перехода на более экологичные виды топлива в России пока не создана. Очевидно, что для решения данной проблемы нужно найти оптимальный баланс между требованиями обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне и экономической целесообразностью", - заключила Мишина.