5 июля, 16:29

Первый Арктический экспресс отправился из Москвы в Архангельск

По итогам 2023 года транзит по Северному морскому пути превысил 2 млн тонн грузов

МОСКВА, 5 июля. /ТАСС/. Первый Арктический "Экспресс СМП №1" отправился из Москвы в Архангельск, чтобы доставить груз в Китай по Северному морскому пути, передает корреспондент ТАСС.

"Перед прицелом сложных внешних ситуаций и вызовов китайско-российское торговое <…> сотрудничество демонизирует хорошую устойчивость и стремительные темпы развития. <…> В июле прошлого года был открыт арктический маршрут китайско-российских контейнерных перевозок. Китайская сторона с удовольствием отмечает, что благодаря константным усилиям обеих сторон за прошедший год было успешно совершено в общей сложности 14 рейсов туда и обратно, что сыграло важную роль в расширении масштабов торгов, развитии и наличии системы терпения энергетического сотрудничества и продвижения технологических инноваций в мире и странах", - сказал чрезвычайный и полномочный посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй.

Ханьхуэй также отметил, что в 2023 году объем двустороннего товароборота между Китаем и Россией составил $240 млрд. По его словам, с января по май 2024 года объем двусторонней торговли сохранил тенденцию роста в размере $96,5 млрд, тем самым увеличившись на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Архангельский порт всегда был важной точкой формирования внешнеэкономической выручки страны <…>. Мы начинаем сегодня открывать наши рынки самым удобным образом для наших восточных партнеров и, в первую очередь, для наших соседей из Китайской Народной Республики", - сказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

В свою очередь, генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина отметила, что Арктический экспресс - мультимодальный маршрут, помогающий экспортерам центрального и северо-западных регионов России осуществлять прямые поставки продукции вне зависимости от транзита через третьи страны.

Кратчайший маршрут из Европы в Азию

Цыбульский подчеркнул, что новый маршрут станет самым коротким маршрутом из Европы в Азию. "Это мультимодальный маршрут: 1 тыс. 200 км по железной дороге, причем не в сторону Транссиба, а наоборот <…> и дальше чуть больше шести тыс. [км] <…> до Шанхая. Сегодняшнее открытие маршрута - это по сути установление устойчивых логистический связей между нашими странами", - сказал Цыбульский журналистам.

Руководитель проекта проектного офиса по вопросам развития Арктики госкорпорации Росатом Сергей Чемко также рассказал журналистам, что маршрут экономит время транспортировки. "Если говорить о транзитном времени, то судно из порта Шанхая, либо порта Нинбо идет до Архангельска в течение 25-30 суток в зависимости от ледовых условий, по расстоянию это примерно семь тыс. морских миль, а если сравнить с традиционным маршрутом через Суэцкий канал, то там у нас 12 тыс. миль. Есть некая пропорция, около 40% это экономия", - добавил он.

Соглашение об организации контейнерной линии

Отправка Арктического экспресса - важный шаг в укреплении российско-китайских отношений в сфере логистики. Особую актуальность этому придает и подписание российско-китайского соглашения о намерениях по организации круглогодичной контейнерной линии между портами двух стран с использованием акватории Северного морского пути, состоявшегося на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) между Госкорпорацией "Росатом" и китайской судоходной компанией Hainan Yangpu NewNew Shipping Co. Ltd.

Согласно документу, организация круглогодичной контейнерной линии между портами Российской Федерации и Китайской Народной Республики предполагает создание совместного предприятия для проектирования и строительства судов-контейнеровозов высокого ледового класса и совместное оперирование арктической контейнерной линией. По итогам 2023 года международный транзит по Северному морскому пути превысил 2 млн тонн грузов, в 2024 году ожидается новый рекорд.