МОСКВА, 30 августа. /ТАСС/. Церемония подписания договоров на поставку 41 электропоезда для высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург" между производителем "Уральские локомотивы", лизинговой компанией АО "ГТЛК" и компанией-концессионером ООО "ВСМ Две Столицы" состоялась в Москве.
В ней приняли участие заместитель председателя правительства Российской Федерации Виталий Савельев, мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор - председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров, также они посетили выставку "Станция Манеж. Московский транспорт 2030", где осмотрели макет головного вагона российского поезда "Белый кречет".
"Спасибо огромное президенту Российской Федерации за решение по созданию этого уникального проекта, спасибо правительству Российской Федерации. Все решения приняты, постановления подписаны, концессионное соглашение подписано сегодня, конечно, важнейший документ по созданию подвижного состава", - сказал Собянин.
Мэр выразил надежду, что в ближайшие дни будет подписан и договор подряда на строительные работы. "Особенно приятно видеть на выставке этот будущий поезд, потому что в Москве создана целая линейка подвижного состава пассажирского - это электробусы и трамваи, поезда МЦД и даже электротрамваи водного передвижения. И вот сегодня еще уникальный проект, который, я уверен, завершится успехом, уже действительно будет вклад в развитие транспортного машиностроения. И, конечно, большой подарок для пассажиров", - добавил Собянин.
В свою очередь Савельев напомнил, что в августе 2023 года президент России Владимир Путин утвердил план развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России, согласно которому предстоит реализовать пять огромных проектов. Эти проекты позволят охватить и обеспечить передвижение примерно 80% населения страны.
"В ближайшем будущем мы собираемся обеспечить между Москвой и Санкт-Петербургом высокоскоростное движение отечественного поезда со скоростью 350-400 км/ч. Время движения между Москвой и Санкт-Петербургом будет 2 часа 15 минут. Поэтому мне кажется, что мы не просто реализуем этот проект, мы дадим ход новым технологиям в перспективе развития нашего отечественного машиностроения. И мы приобретаем новые компетенции на уровне мировых трендов развития", - подчеркнул он.
Общие усилия
Зампред правительства РФ также поблагодарил Собянина и главу Сбера Германа Грефа за помощь в реализации проекта.
В свою очередь Белозеров отметил, что такой большой проект может быть реализован только благодаря усилиям мощных игроков и заинтересованных в том, чтобы получить результат. "Более 100 предприятий вовлечены в технологическую цепочку, практически весь поезд разобран на составляющие и каждый элемент отдан нашим российским производителям. Локализация будет более 80% на первом этапе. Мы абсолютно уверены, что мы выйдем на новые решения. При этом сейчас нам, конечно, очень всем понравилось находиться внутри этого поезда в натуральную величину", - отметил председатель правления РЖД.
Он добавил, что разработчики прислушаются к пожеланиям об улучшениях тех, кто увидит экземпляр "Белого Кречета".
"Мы постараемся сделать следующий шаг, чтобы в 2030-е годы уже получить новый подвижной состав. Все работы по конструкторской документации идут строго в плане, в первом квартале 2026 года мы выдадим всю техническую документацию и в 2028 году после всех необходимых испытаний, сертификаций этот красавец двинется уже по направлению "Москва-Санкт-Петербург", - добавил Белозеров.
Высокоскоростные поезда
Как сообщается в материалах мэрии, ранее в апреле 2024 года ОАО "РЖД" и производитель поездов АО "Уральские локомотивы" заключили договор на разработку, изготовление и поставку двух головных образцов высокоскоростных электропоездов.
Таким образом, до конца 2030 года для ВСМ-1 будет произведено и поставлено 43 современных отечественных поезда "Белый кречет".
Высокоскоростной электропоезд будет иметь распределенную тягу и восьмивагонную компоновку с возможностью соединения двух поездов. В поезде будет оборудовано до 460 пассажирских мест в нескольких классах обслуживания. Будет предусмотрена возможность проезда маломобильных пассажиров. В одном из вагонов каждого поезда планируется оборудовать детскую игровую зону.
Новый поезд будет высокоавтоматизированным - его оснастят комплексом машинного зрения, средствами дистанционного управления, устройствами интервального регулирования и управления по цифровому радиоканалу. Входные двери для пассажиров будут открываться и закрываться автоматически. Нормативный срок службы поездов - 30 лет, в течение которого производитель будет нести ответственность за эксплуатацию составов по контракту жизненного цикла.
Запуск первых высокоскоростных поездов из Москвы в Санкт-Петербург запланирован на 2028 год.