10 сентября, 18:37

Politico: отказ от газа РФ привел к падению конкурентоспособности компаний ЕС

Как пишет издание, переход с российского газа на дорогостоящий СПГ привел к тому, что цена на энергию в Европе стала вдвое выше, чем в США

БРЮССЕЛЬ, 10 сентября. /ТАСС/. Отказ от недорогого российского трубопроводного газа в пользу сжиженного природного газа (СПГ) из США и других стран серьезно сказался на конкурентоспособности европейской промышленности. Такое мнение приводится в материале европейского издания газеты Politico.

По ее оценкам, переход с российского газа на дорогостоящий СПГ привел к тому, что цена на энергию в ЕС стала вдвое выше, чем в США. Газета подчеркивает, что в отличие от российского газа, поставщики СПГ не предлагают странам ЕС долгосрочные контракты, а продают свое сырье тому покупателю, который предложит самую высокую цену. Связанный с этим рост стоимости электроэнергии в странах Евросоюза оказывает разрушительное воздействие на промышленность ЕС, поскольку предприятия оказываются неспособными соперничать с конкурентами из-за рубежа по цене продукции, указывает издание.

Politico пишет, что такое положение вещей медленно подрывает стабильность тысяч компаний средней руки по всей Европе: они вынуждены сворачивать производство и увольнять сотрудников. Так, Германия, ранее главная промышленная держава Европы, погрузилась в рецессию, которая, как ожидается, продлится до конца года, а во Франции и Италии промышленное производство по-прежнему находится на уровне ниже показателей 2021 года, отмечает издание. По словам эксперта консультационной фирмы Oxford Economics Оливье Ракау, именно высокие цены на энергоносители стали главным фактором, сдерживающим экономический рост в регионе. "У бизнеса [теперь] нет веских причин производить определенные вещи в Европе", - добавил он.

9 сентября бывший премьер-министр Италии Марио Драги обнародовал в Еврокомиссии доклад о состоянии конкурентоспособности ЕС, согласно которому сообществу следует принять меры для повышения экономического роста, чтобы ее экономика не впала "в медленную агонию". В докладе Драги написал, что "ЕС вступает в новый период своей истории, в котором экономический рост не будет поддерживаться ростом населения". По его словам, если ЕС не сможет повысить производительность, то "сообществу придется выбирать". "Мы не сможем сразу быть лидером в новых технологиях, маяком климатического перехода и независимым игроком на мировой арене. Мы не сможем финансировать нашу социальную модель. Нам придется сократить некоторые наши амбиции, если не все. Это экзистенциальный вызов", - подчеркнул он.

Отказ от поставок российского газа

В отличие от российской нефти и угля, ЕС юридически не запрещал закупки российского газа. Однако введенные против России финансовые санкции весной 2022 года фактически лишили страны ЕС возможности перечислять евро в виде платежей уже за газ. Еврокомиссия предполагала замораживать платежи за российский газ на счетах ЕС так же, как другие российские активы, однако Москва в ответ потребовала оплачивать газ в рублях. Большинство стран ЕС отказались это делать, в результате Россия перестала поставлять трубопроводный газ тем странам, которые прекратили за него платить.

После этого сама Еврокомиссия и лидеры многих стран ЕС, а также Великобритании, вышедшей из состава сообщества, начали с удвоенной силой обвинять Россию в "энергетическом шантаже Европы". Только 17 мая 2024 года в совместном заявлении главы Еврокомиссии (ЕК) Урсулы фон дер Ляйен, замглавы ЕК Мароша Шефчовича и еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон представители ЕС признали, что страны сообщества "в массовом порядке сократили закупки энергоресурсов в России", опровергнув таким образом все утверждения, что газ в ЕС в 2022 году якобы перестала поставлять Россия.

В общей сложности Евросоюз сократил поставки трубопроводного газа из России с 40% своего импорта в 2021 году до 8% в 2023 году. В то же время закупки российского СПГ выросли более чем вдвое и достигли 18 млрд куб. м в 2023 году. Кроме того, по информации европейских СМИ, страны ЕС резко нарастили реэкспорт трубопроводного российского газа через Турцию по Турецкому потоку.