МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. Контейнерные грузы могут заменить уголь в восточной части порта Мурманска после переноса перевалки на западный берег Кольского залива в специализированный терминал порта Лавна. Об этом сообщил губернатор Мурманской области Андрей Чибис в интервью ТАСС.
"Появление на западном берегу Кольского залива порта Лавна - специализированного угольного терминала - позволяет нам этот вопрос решать, замещая восточный берег другими грузами. Там и сейчас переваливается часть удобрений, железорудный концентрат. Одна из перспектив, по нашему мнению, это все, что касается контейнерных перевозок", - сказал Чибис.
Он добавил, что региональные власти сейчас прорабатывают вопрос замещения сыпучих грузов и разрабатывают специализированные меры поддержки для привлечения новых грузов, в частности льготы на провоз по железной дороге для отдельных их видов. "Мы делаем все не спеша, чтобы с одной стороны не нарушить работу порта, но и убрать уголь из центра города. Это значимый вопрос для мурманчан, и я получил поддержку президента России, когда озвучил ему в ходе нашей встречи эту тему", - отметил Чибис.
Глава Мурманской области в августе на встрече с президентом Владимиром Путиным предложил перенести перевалку угля из центра Мурманска, где находится порт, на западный берег Кольского залива на фоне завершения строительства порта Лавна. Перевалка угля неизбежно сопряжена с пылью в городе и беспокоит людей.
Развитие Мурманского транспортного узла
Как пояснил ТАСС заместитель председателя общественного совета при комитете по делам Арктики Санкт-Петербурга Алексей Фадеев, номенклатура контейнерных грузов с переносом перевалки угля на западный берег Кольского залива может быть практически безгранична, так как с развитием Мурманского транспортного узла и включением его в глобальные коридоры, такие как Север - Юг, Мурманск станет глобальным мировым логистическим хабом.
"Сегодня в силу разных обстоятельств порт Мурманска перестал быть чисто рыбным, он стал больше торговым и транспортным узлом, через который идет очень много грузов и сегодня. Мы говорим о необходимости в глобальном смысле продления международных транспортных коридоров до Мурманска. Когда и если это будет сделано, регион и Мурманский транспортный узел получат совершенно другие импульсы для развития экономики. Так как сначала по железной дороге с последующей отправкой по Севморпути, куда это необходимо, будут доставлять грузы в колоссальных объемах, улучшив при этом экологию Мурманска, так как перевалка угля фактически будет осуществляться только в специализированном терминале порта Лавна на западном берегу", - подчеркнул эксперт.
О перевалке угля в Мурманске
Перегрузка угля в порту Мурманска осуществляется со времен СССР и до сих пор выполняется открытым грейферным способом. Мурманский морской торговый порт использует технологии, направленные на снижение негативных экологических последствий перегрузки, поскольку расстояние до ближайших жилых домов всего порядка 180 м. Как ожидается, перенос перевалки угля в течение 3-5 лет в строящийся на западном берегу Кольского залива порт Лавна (это якорный проект Мурманского транспортного узла, на котором перевалка будет осуществляться полностью закрытым способом) позволит исключить влияние угольной пыли на жилые дома. Терминал находится в завершающей стадии строительства и планируется, что будет запущен в работу до конца 2024 года.
Морской порт Мурманска - единственный глубоководный опорный порт российской Арктики, входит в пятерку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов - объем грузооборота 58 млн тонн за 2023 год. Порядка 30% грузооборота приходится на перегрузку насыпных грузов (уголь, кокс).