МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 и плановый период 2026-2027 годов.
Поправки ко второму чтению
Ко второму чтению проекта бюджета было подано более 1 тыс. поправок, из них более 850 поправок были внесены правительством РФ. Несколько поправок, рекомендованных комитетом Госдумы по бюджету и налогам к принятию, был подготовлен фракциями "Единая Россия", "Новые люди" и ЛДПР. Одобренными поправками предлагается, в частности, расширить финансирование программы "Комплексное развитие сельских территорий" - на 7,1 млрд руб. Дополнительно 13 млрд руб. пойдут на льготный лизинг для АПК, а на поддержку рыбохозяйственного комплекса - 600 млн руб. Кроме того, субсидии производителям сельхозтехники увеличатся на 10 млрд руб. (в 2025 году - на 2 млрд руб., в 2026-2027 годах - на 4 млрд руб. в год).
Предусматривается субсидия АО "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество, не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения специализированным обществам проектного финансирования затрат по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, размещаемым в целях реализации инвестпроектов по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования на основе финансовой аренды (лизинга): в 2025 году - 1,9 млрд руб., в 2026 году - 4,1 млрд руб., в 2027 году - 5,4 млрд руб.
Предусматриваются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении капитального ремонта объектов спортивной инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ: в 2025 году - 1 млрд руб., в 2026 - 2027 годах - по 2 млрд руб. ежегодно. На реализацию проектов под руководством ведущих ученых в вузах и научных организациях предлагается направить дополнительно 7,1 млрд руб. Увеличится объем финансирования на программу реабилитации и абилитации инвалидов - на 1,2 млрд руб., поддержку по ней получат 1,7 млн человек. Дополнительные средства будут направлены на гранты и субсидии фонду поддержки участников СВО "Защитники Отечества", предусмотрено финансирование отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, в частности, Ассоциации ветеранов СВО и "Комитета семей воинов Отечества".
Кроме того, предлагается выделить дополнительно 3 млрд руб. на развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. Поправками также предусматривается развитие автодорог общего пользования регионального значения на территории субъектов РФ, на эти цели выделяются 60 млрд руб. - по 20 млрд руб. на каждый год. Поправки предусматривают направление педагогов в иностранные государства для преподавания русского языка и предметов на русском языке, закупку и адаптацию учебников русского языка для зарубежных образовательных организаций - на эти цели будет выделено дополнительно 1,6 млрд руб.
На реализацию программы комплексного развития молодежной политики в субъектах РФ "Регион для молодых" предусматривается в 2025-2027 годах будет выделено по 5 млрд руб. ежегодно. На обеспечение проведения Всероссийской олимпиады студентов "Я - профессионал" предусматривается в 2025-2027 годах по 0,4 млрд руб. ежегодно. Предусматривается грант в форме субсидии Фонду гуманитарных проектов в целях реализации профориентационных мероприятий, в том числе проведения профориентационных диагностик, среди обучающихся 6-11 классов с учетом опыта реализации проекта "Билет в будущее": в 2025-2027 годах - по 1 млрд руб. ежегодно.
Объемы финансирования нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика" могут быть увеличены в случае принятия правительством РФ решения о включении в федеральный проект "Технологии" мероприятий по поддержке технологических компаний, в том числе малых технологических компаний, и их финансировании за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" госпрограммы РФ "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", а также учета указанных мероприятий в результатах и показателях нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика".
Основные параметры
Согласно документу, доходы федерального бюджета в 2025 году прогнозируются в размере 40,296 трлн руб., в 2026 году - 41,84 трлн руб. и в 2027 году - 43,154 трлн руб. Расходы в 2025 году ожидаются на уровне 41,469 трлн руб., в 2026 году - 44,022 трлн руб., в 2027 году - 45,915 трлн руб.
Дефицит федерального бюджета составит в 2025 году - 1,173 трлн руб., в 2026 году - 2,181 трлн руб., в 2027 году - 2,761 трлн руб.
ВВП в 2025 году прогнозируется в объеме 214,575 трлн руб. (рост на 2,5%), в 2026 году - в объеме 230,568 трлн руб. (рост на 2,6%), в 2027 году - 248,313 трлн руб. (рост на 2,8%).
Верхний предел государственного внутреннего долга составит на 1 января 2026 года 29,385 трлн руб., на 1 января 2027 года - 34,046 трлн руб., на 1 января 2028 года - 39,004 трлн руб.
Верхний предел государственного внешнего долга составит на 1 января 2026 года $61,1 млрд (€55,5 млрд), на 1 января 2027 года - $59,2 млрд (€53,4 млрд), на 1 января 2028 года - $56,5 млрд (€50,9 млрд).
Уровень инфляции составит в 2025 году - 4,5%, в 2026 и 2027 годах - 4%.
Объем Фонда национального благосостояния (по прогнозу на начало года) составит в 2025 году - 11,055 трлн руб. (5,2% ВВП); в 2026 году - 12,883 трлн руб. (5,6% ВВП); в 2027 году - 14,927 трлн руб. (6% ВВП).
Структура расходов открытой части бюджета
По разделу "Общегосударственные вопросы" расходы в 2025 году запланированы в объеме 28,387 трлн руб., в 2026 году - 30,543 трлн руб., в 2027 году - 31,023 трлн руб.
По разделу "Национальная оборона" расходы запланированы в 2025 году в объеме 2, 87 трлн руб., в 2026 году - 2, 126 трлн руб., в 2027 году - 2,164 трлн руб. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" расходы в 2025 году составят 2,189 трлн руб., в 2026 году - 2,259 трлн руб., в 2027 году - 2,348 трлн руб.
В части государственных программ (в открытой части проекта бюджета) предусмотрено выделение в том числе по программе "Развитие здравоохранения" - 1,55 трлн руб. в 2025 году, 1,556 трлн руб. в 2026 году и 1,61 трлн руб. в 2027 году.
На программу "Развитие образования" направят 600,2 млрд руб. в 2025 году, 659,3 млрд руб. в 2026 году и 682 млрд руб. в 2027 году. По программе "Социальная поддержка граждан" предусмотрено 3,487 трлн руб. в 2025 году, 3,738 трлн руб. в 2026 году и 3,865 трлн руб. в 2027 году.
Расходы по программе "Содействие занятости населения" составят 69 млрд руб. в 2025 году, 67,4 млрд руб. в 2026 году и 70,5 млрд руб. в 2027 году. На программу"Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия " направят 284,2 млрд руб. в 2025 году, 297,2 млрд руб. в 2026 году и 301,5 млрд руб. в 2027 году.
На реализацию программы "Научно-технологическое развитие РФ" будет выделено в 2025 году 1,474 трлн руб., в 2026 году - 1,615 трлн руб., в 2027 году - 1,624 трлн руб. По программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2025 году расходы составят 267,7 млрд руб., в 2026 году - 223,1 млрд руб., в 2027 году - 160,5 млрд руб. На программу "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" направят 1,265 трлн руб. в 2025 году, 1,689 трлн руб. в 2026 году и 1,933 трлн руб. в 2027 году.
Бюджетные ассигнования по направлению "Развитие пенсионной системы РФ" составят в 2025 году 2,204 трлн руб., в 2026 году - 2,692 трлн руб., в 2027 году - 2,592 трлн руб.
Трансферты и бюджетные кредиты
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ в 2025 году составят 3,443 трлн руб., в 2026 году - 3,529 трлн руб., в 2027 году - 3,587 трлн руб.
В 2025-2027 годах Федеральное казначейство в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета вправе предоставить бюджетам субъектов РФ бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в 2025-2027 годах - в объеме до 250 млрд руб. ежегодно на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Плата за пользование бюджетными кредитами составит 3% годовых. В качестве меры ответственности за нарушение условий предоставления указанных бюджетных кредитов может быть увеличена плата за пользование такими бюджетными кредитами до 6% годовых в порядке, установленном правительством РФ.
Предусматривается, что правительство РФ вправе списать две трети задолженности субъектов РФ перед РФ по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года. Исключение составит задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых с правом досрочного погашения. Условием такого списания будет целевое направление субъектом РФ средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам, на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юрлицу, заключившему соглашение о реализации инвестпроекта.
В 2025 году дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены на осуществление господдержки формирования долгосрочных сбережений в объеме средств, направленных в порядке, установленном правительством РФ, иным межбюджетным трансфертом из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ федеральному бюджету путем внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения поправок в бюджет.
Одним из оснований для внесения в 2025 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных бюджетных ассигнований в 2025-2027 годах в объеме по 1,2 млрд руб. ежегодно, предусмотренных по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение мероприятий в сфере промышленности гражданского назначения на основании решений правительства РФ.
Как отметил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, в ходе подготовки ко второму чтению документа были распределены ранее зарезервированные по основным направлениям бюджетные средства в объеме 8 трлн 129,3 млрд руб. Бюджетные ассигнования на обеспечение реализации национальных проектов ко второму чтению увеличены более чем на 1,5 трлн руб., указал Макаров.
Дополнительные поправки
Минфин среди ключевых изменений обозначил поправки, связанные с утверждением национальных проектов и перераспределением на них зарезервированных ресурсов. Всего на трехлетку такое перераспределение составит 1,8 трлн руб.
В частности, для нацпроекта "Семья" предлагается перенаправить средства на оснащение и переоснащение перинатальных центров и родильных отделений медицинскими изделиями. Это позволит к 2030 году оснастить современным медицинским оборудованием более 180 детских больниц и более 120 перинатальных центров.
Также средства будут направлены на обеспечение долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, что позволит в 2025 году обеспечить уход дополнительно за более 3 тыс. гражданами.
В 2025-2027 годах на новые нацпроекты предусмотрено 5,9 трлн руб., 6,4 трлн руб. и 6,6 трлн руб. соответственно.