Росморречфлот планирует доставлять грузы РФ в Китай и Турцию через Иртыш

По словам главы агентства Андрея Тарасенко, возможность использования этого пути для доставки за рубеж продукции лесопромышленного комплекса уже рассматривает Архангельская область
Редакция сайта ТАСС
20 ноября 2024, 12:14

МОСКВА, 20 ноября. /ТАСС/. Федеральное агентство морского и речного транспорт (Росморречфлот) рассматривает возможность доставки грузов в Китай и Турцию через Иртыш, который соединяет весь Обь-Иртышский бассейн и Северный Ледовитый океан с Казахстаном. Об этом заявил руководитель агентства Андрей Тарасенко на прошедшем на "Транспортной неделе" деловом завтраке, посвященном развитию транспортного каркаса Омской области.

"Этот логистический путь выводит к Южному пути (Новому шелковому пути - прим. ТАСС), который делает сегодня Китай. Он идет дальше на запад, до порта Актау на Каспии, и сейчас они смотрят, где еще ответвления сделать. Мы сегодня ведем переговоры с Китаем, Китай двумя руками за такое перемещение грузов, потому что у него тогда появляется выход [через Иртыш и Обь] в Северный Ледовитый океан", - сказал Тарасенко.

По его словам, возможность использования этого пути для доставки за рубеж продукции лесопромышленного комплекса уже рассматривает Архангельская область. "Там сегодня с логистикой очень тяжело. И они единственный путь сегодня видят через хаб в Омске, чтобы потом переправить груз в Турцию и так далее через Казахстан", - рассказал руководитель Росморречфлота.

Создание хаба в Омске

Он подчеркнул, что Иртыш активно использовался для перевозки грузов в советское время. "Но в связи с тем, что все кинулись на железную дорогу, реку забыл и потеряли. И теперь мы ее восстанавливаем с помощью губернатора [Омской области Виталия Хоценко], - отметил Тарасенко. - Омск мы посмотрели, он готов. Здесь [будет] отличнейший хаб c системой накопления и перемещения всего этого груза".

Как отметил Хоценко, в Омске, который расположен в самом центре страны, пересекаются Транссибирская магистраль, федеральные трассы, соединяющие европейскую часть России с Дальним Востоком и Казахстаном, к 2028 году планируется построить новый аэропорт Омск - Федоровка, который будет принимать все типы современных средне- и дальнемагистральных самолетов. "Это логистический потенциал, который мы еще не до конца раскрыли", - считает глава региона.

По его словам, в настоящее время по Иртышу доставляется только 400 тыс. тонн грузов, тогда как при СССР грузопоток превышал 10 млн тонн в обеих направлениях. "Иртыш - это трансграничная река, которая протекает по территории трех государств (Россия, Китай и Казахстан - прим. ТАСС). Причем она выходит <…> на Северный морской путь", - сказал он.

Внутрироссийская логистика

Тарасенко подчеркнул, что Иртыш также свяжет весь Обь-Иртышский бассейн, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Омскую, Новосибирскую, Тюменскую области. "Это самые промышленные районы, все эти заводы, которые требуют сегодня крупного габарита. А его провести можно только по реке", - считает глава агентства.

Иртыш берет свое начало на западных склонах Монгольского Алтая и в районе Ханты-Мансийска впадает в Обь. Это крупнейший приток этой реки, его длина составляет 4 248 км. Иртыш вместе с Обью - самый протяженный водоток в России, третий по протяженности в Азии и шестой в мире.