В РФ создана собственная отрасль композитов для авиастроения

Через несколько лет встанут на ноги производители и других элементов, считает гендиректор компании "Аэрокомпозит" Анатолий Гайданский

СИРИУС /федеральная территория/, 27 ноября. /ТАСС/. Россия всего за несколько лет смогла создать свои собственные производства качественных композитных материалов для авиастроения благодаря западным санкциям и уходу иностранных поставщиков, а через несколько лет встанут на ноги производители и других элементов, уверен генеральный директор компании "Аэрокомпозит", вовлеченной в процесс создания нового российского самолета МС-21, Анатолий Гайданский.

"[Санкции] создают не только угрозы, они дают колоссальные возможности. Честно говоря, если бы не было тех санкций 2018 года, мы бы так и сидели на американских композитах и не создали бы мы свою полностью отрасль композитных материалов, которая у нас сейчас, в принципе, независима", - сказал Гайданский в ходе выступления на площадке IV Конгресса молодых ученых.

Изначально МС-21 разрабатывался в широкой кооперации с зарубежными партнерами. Впервые проект попал под санкции США в 2018 году, тогда "Аэрокомпозит", который разрабатывал крыло самолета, был лишен возможности закупать зарубежное сырье.

Как пояснил Гайданский, разработка композитных материалов для крыла МС-21 в итоге велась специалистами Росатома (сейчас в госкорпорации даже существует отдельный профильный дивизион - "Юматэкс") и МГУ. Удалось получить материалы, по своим характеристикам близкие к тем, что планировалось закупать за рубежом.

"По композитным материалам у нас ситуация достаточно неплохая. Мы имеем полностью свою линию от нефти - и производим [весь процесс изготовления вплоть] до крыла самолета, которое поставляется на финальную сборку", - отметил он.

Глава компании добавил, что благодаря санкциям российские команды получили возможность наладить и выпуск многой другой продукции - в том числе оборудования для авиастроения. "Никогда бы не пошли в замещение оборудования, потому что, конечно, когда вам его поставляет компания, которая десятки лет на рынке и у нее сотни тысяч летающих бортов, то для российской компании сделать первые изделия дешевле, легче, надежнее и функциональнее, чем импорт, достаточно сложно. Сейчас просто нет возможности купить, поэтому мы создаем - зато через 10-15 лет у нас появятся свои поставщики оборудования, которые будут не хуже испанцев или французов, поставщики авионики и основных систем - как уже появился Росатом ["Юматэкс"]", - подчеркнул Гайданский.