ООН, 11 сентября. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Генеральная Ассамблея (ГА) ООН в четверг одобрила базовые принципы реструктуризации суверенной задолженности государств, подтвердив право стран проводить этот процесс без вмешательства зарубежных судов. Соответствующая резолюция была принята большинством голосов стран-членов ГА и призвана не допустить повторения ситуации, в которой оказалась Аргентина. Латиноамериканская страна почти 10 лет лет борется со спекулятивными инвестфондами, которые довели ее до состояния технического дефолта, выиграв дело в нью-йоркском суде.
Иммунитет на юрисдикцию судов
Документ, вынесенный на голосование ЮАР, постановляет, что "суверенный иммунитет от юрисдикции зарубежных внутренних судов и исполнения их решений в отношении реструктуризации суверенного долга является одним из прав государств, и любые исключения должны толковаться ограничительно". При этом "любое суверенное государство имеет право разрабатывать свою макроэкономическую политику, в том числе в вопросах реструктуризации своего суверенного долга, действуя по собственному усмотрению", говорится в тексте.
В списке из девяти базовых принципов также закреплено определение термина "мажоритарная реструктуризация". Этот процесс предусматривает, что соглашения, одобренные "квалифицированным большинством кредиторов соответствующего государства, не должны изменяться, подрываться или иным образом ущемляться другими государствами или кредиторами, составляющими нерепрезентативное меньшинство". Последние, утверждается в резолюции, "обязаны выполнять решения, принятые большинством кредиторов".
Против проголосовали 6 стран
За документ проголосовали 136 стран-членов Генассамблеи, в том числе страны Латинской Америки и Россия. Всего шесть государств - Германия, Израиль, Великобритания, США и Япония - высказались против. Еще 41 страна, преимущественно члены Европейского союза, воздержались.
Присутствовавший на заседании ГА глава МИД Аргентины Эктор Тимерман приветствовал принятие резолюции, отметив, что она будет способствовать "глобальной экономической стабильности, миру и развитию". "На сегодняшний день, задолженность - это причина возникновения насилия, неравенства и ситуаций, в которых сильные мира сего пользуются положением менее развитых стран, которым нужны деньги", - сказал министр.
Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Сергей Кононученко заявил, что одобренные ГА принципы - это "первый серьезный шаг в направлении обеспечения справедливой, реализуемой, сбалансированной и эффективной системы реструктуризации суверенного долга". Он призвал все страны, а также международные финансовые институты подключиться к усилиям по созданию этой системы.
В свою очередь, страны, проголосовавшие против резолюции, настаивали на том, что создание уставного механизма по реструктуризации суверенной задолженности государств негативно скажется на мировых рынках. Так, представитель делегации США настаивала на том, что страны не обладают "суверенным правом" на реструктуризацию долга, а ООН не является подходящим местом для рассмотрения подобных вопросов.
Долговой кризис Аргентины
В декабре 2001 года в Аргентине разразился тяжелейший социально-экономический кризис. За 10 дней в стране сменились пять президентов. Государство объявило крупнейший в истории дефолт, который коснулся частных иностранных кредиторов. Перед международными финансовыми организациями страна продолжала сохранять свои обязательства.
В 2005 и 2010 годах Аргентина реструктурировала 93% своего госдолга, оставшегося в наследие после крупнейшего в истории дефолта 2001 года. Владельцам облигаций был предложен обмен на новые бумаги с дисконтом около 70% к первоначальной стоимости. Однако владельцы остальных 7% долговых бумаг, представляющие в основном спекулятивные инвестиционные фонды, на списание не согласились и требуют 100%-го погашения задолженности.
В 2014 году окружной суд Нью-Йорка встал на защиту интересов этих кредиторов и обязал Аргентину выплатить им $1,33 млрд. Переговоры с спекулятивными фондами закончились безрезультатно и формально Аргентина оказалась в состоянии технического дефолта по отношению к остальным кредиторам. Дело в том, что американский судья постановил, что Буэнос-Айрес не должен осуществлять платежи, пока не рассчитается с иностранными хедж-фондами, скупившими в свое время за бесценок дефолтные аргентинские облигации.