МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Россия планирует вместе с партнерами из других стран наладить бесшовные грузоперевозки от Балтики до Индийского океана, в частности РФ вместе с Ираном совместно будут строить 160-километровый участок дороги Решт - Астара. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на форуме ВТБ "Россия зовет!".
"Что касается наших планов с нашими друзьями в Иране, то это [железная дорога] Решт - Астара, там, по-моему, 162 км нужно проложить. Мы это, безусловно, сделаем, у нас согласованы и подписаны документы. Есть ряд технических вопросов, которые должны быть решены по нашей договоренности с иранскими друзьями, должны быть решены иранской стороной", - сказал он.
Путин пояснил, что речь идет о том, чтобы обеспечить прокладку соответствующих железнодорожных путей по землям, "которые должны быть свободны для реализации подобных проектов". "Есть и сложности определенные. Но и понятно, что выход к Индийскому океану, к Персидскому заливу в высшей степени интересен с экономической точки зрения очень многим отправителям, потому что это прямое бесшовное движение грузов прямо от Балтики до Санкт-Петербурга, и до Персидского залива, Индийского океана", - уточнил президент.
По его словам, в этом заинтересованы партнеры как на Севере, так и на Юге, в том числе Индия. "Я уверен, что эти проекты будут реализованы. Это потребует, конечно, солидных инвестиций, но в целом они просчитаны. Для нас уже ясно, сколько это будет стоить. Ресурсы для этого есть, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы привлекать большее количество участников для этих проектов, инвесторов, и интерес тоже к этому имеет место быть, в том числе и потому, что это минимизирует геополитические риски и создает условия для стабильной работы", - подытожил Путин.
О Решт - Астара
17 мая 2023 года Россия и Иран подписали соглашение о совместном строительстве железнодорожного участка Решт - Астара. Этот путь позволит соединить сухопутные участки международного транспортного коридора Север - Юг и повысить экономическую эффективность транскаспийского маршрута. Москва выделяет Тегерану на реализацию проекта межгосударственный кредит на сумму €1,3 млрд, при этом общая стоимость строительства оценивается в €1,6 млрд.
Власти РФ рассчитывают, что коридор Север - Юг может стать альтернативой Суэцкому каналу, существенно сокращая время доставки грузов. Тегеран предполагает, что строительство ж/д участка начнется в 2025 году и продлится три года.
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг протяженностью 7 200 км было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в другие части Евразии.