МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о запрете бизнесу навязывать покупателям автоматическое приобретение страховки и других дополнительных услуг. Документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента. Поправки вносятся в закон "О защите прав потребителей".
Согласно законопроекту, на получение дополнительных товаров или услуг покупатель должен дать согласие в письменной форме. Автоматические отметки ими не являются. При этом у граждан сохраняется право отказаться от их оплаты, а если их на это все же вынудили перечислить средства, люди могут потребовать от продавца вернуть потраченную на дополнительную услуги сумму.
В случае принятия документ вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Проблемы навязывания допуслуг
"Так, одной из самых распространенных недобросовестных практик, как показал анализ поступающих в Роспотребнадзор и Банк России обращений потребителей, стала практика, при которой хозяйствующие субъекты при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки ("галочки"), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор (автоматическое согласие)", - говорится в пояснительной записке.
В связи с этим Роспотребнадзором и Банком России выработана позиция, изложенная в информационном письме, направленном всем страховым организациям, в котором обращено внимание на недопустимость навязывания допуслуг при приобретении билетов, указали в кабмине.
Решение проблемы навязывания потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату имеет большое общественное и социальное значение. Поскольку такие действия хозяйствующих субъектов зачастую основаны на манипулировании, угрозе применения к потребителю негативных последствий от принятия условий (отказ в заключении договора, неприменение скидки на товар или услугу, взыскание с потребителя убытков или неустойки и другое), когда для максимизации прибыли применяются различные преддоговорные практики, воздействующие на волю потребителя. Вследствие этого потребитель заключает дополнительные договоры на невыгодных для него условиях, указали в кабмине.
Анализ правоприменительной практики показал не только сохраняющуюся актуальность этой проблематики, но и множественную вариативность и разнообразие способов совершения хозяйствующими субъектами недобросовестных практик, направленных на навязывание дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, которое, как правило, связано прежде всего с совершением фактических активных действий хозяйствующих субъектов, имеющих место быть до заключения договора с потребителем, говорится в пояснительной записке.