МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Сенатор Сергей Михайлов и группа депутатов Госдумы разработали и внесли законопроект о заключении договоров на грузоперевозки железнодорожным транспортом на условиях "вези или плати". При этом комитет Госдумы по энергетике не поддерживает концепцию проекта и считает, что он приведет к серьезным потерям угольщиков. Соответствующие документы есть в распоряжении ТАСС.
Законопроект предполагает внесение изменений в статью закона об уставе железнодорожного транспорта РФ. Как отмечается в пояснительной записке, документ подготовлен для формирования нормативно-правовой базы на заключение договоров на вывоз железнодорожным транспортом продукции по принципу "вези или плати". Такие договоры будут добровольными, однако предусматривают ответственность сторон.
Документ позволит повысить дисциплину планирования производственной деятельности и рациональность загрузки существующей инфраструктуры ж/д транспорта, обеспечив гарантии загрузки перевозочных мощностей и вывоза продукции в объеме, предусмотренном договором по принципу "вези или плати". Главным новшеством в законопроекте является включение в договоры условий, обязывающих грузоотправителей оплачивать перевозки независимо от факта подачи грузов. При этом правительство РФ будет устанавливать правила заключения таких договоров, маршруты перевозок, виды грузов и объемы транспортировки.
Законопроект предусматривает освобождение грузоотправителей от оплаты, если объем непредъявленных грузов не превышает 5% или если невыполнение обязательств связано с форс-мажорными обстоятельствами. В свою очередь, перевозчик несет ответственность за неприем грузов, если это произошло по его вине.
Мнение комитета по энергетике
Однако комитет Государственной думы по энергетике не поддерживает концепцию проекта. В заключении на документ комитет указывает, что сейчас наблюдается значительный дефицит провозной способности железнодорожной инфраструктуры и ухудшение показателей работы РЖД.
Заместитель председателя комитета по энергетике Юрий Станкевич прокомментировал ТАСС, что законопроект не учитывает фактическую ситуацию с дефицитом пропускной способности железной дороги, обусловленной в условиях санкций необходимостью переориентации грузопотоков на юг и восток.
По его словам, показатели текущей работы непрерывно ухудшаются и за 9 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года погрузка упала на 37 млн тонн, снизившись на 4%.
В комитете отметили, что подписание соглашений "вези или плати" на перевозку угольной продукции в направлении портов Северо-Запада и Юга может привести к значительным финансовым потерям угольных компаний. Также в условиях необходимости гибкого планирования перевозок для предприятий нефтегазового комплекса делает механизм "вези или плати" неэффективным, так как не обеспечит гарантированный грузопоток, а приведет к финансовым потерям грузоотправителей и грузополучателей, а также росту цен на нефтепродукты для потребителей и рискам обеспечения потребностей внутреннего рынка топливом.
"По мнению комитета, в текущих условиях законопроект не имеет экономического смысла, устанавливает дополнительное необоснованное финансовое обременение для грузоотправителей", - отмечается в документе.
Как следует из выписки протокола заседания совета Госдумы, было принято решение назначить комитет Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ответственным по законопроекту, а комитет Государственной думы по энергетике - соисполнителем.
Срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной думой в первом чтении назначен декабрь 2024 года.