МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Сфера интернет-торговли нуждается в правовом регулировании, однако текущая версия законопроекта о платформенной экономике требует уточнений. Об этом в ходе круглого стола "Платформенная экономика в России: как обеспечить устойчивое развитие" сообщил президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук.
"Закон, разрабатываемый правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и Минэкономразвития о регулировании платформенной экономики. <...> Проанализировав его, мы заметили, что ряд моментов нуждается в некоторых уточнениях. Задача стояла создать сбалансированные условия регулирования, при которых всем будет хорошо - и маркетплейсам, и целому кругу лиц, которые так или иначе вовлечены в интернет-торговлю", - сказал Онищук.
По его словам, речь идет о потребителях, продавцах, сотрудниках маркетплейсов, поставщиках, изготовителях и владельцев пунктов выдачи товаров.
"Поэтому вопрос о том, стоит ли регулировать субъекты, которые оказывают огромное влияние на практически всю экономику страны, риторический. Конечно, стоит, потому что сегодня тех актов, тех норм, которые закреплены в гражданском законодательстве или еще в каких-то других законах, явно недостаточно", - добавил он.
В Ассоциации цифровых платформ ТАСС прокомментировали, что обсуждаемое регулирование призвано подчеркнуть и зафиксировать новые модели экономических отношений и установить общие принципы их функционирования и взаимодействия всех сторон платформенного бизнеса.
"Мы находимся в диалоге с регуляторами для решения дискуссионных вопросов в рамках подготовки законопроекта и рассчитываем, что готовящееся регулирование будет способствовать устойчивому развитию всех участников экономических отношений, создаваемых платформами, и иметь взвешенный характер", - сказали в ассоциации.
Аргументы за и против
Как сообщил ТАСС президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, законопроект о платформенной экономике соответствует современным запросам и в нем принимаются во внимание интересы всех сторон.
"Законопроект справедливо распределяет ответственность между всеми участниками процесса: продавцом, площадкой и контролирующим органом. Каждый из них отвечает в своей части за тот объем действий, который от него требуется", - сказал Соколов.
Гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых прокомментировал ТАСС, что на текущем этапе развития рынка маркетплейсов правила регулирования офлайн-торговли не могут быть расширены на их работу.
"Глобальное отличие от регулирования оффлайна, например, в том, что маркетплейсы не могут полностью отвечать за не свой товар, так как даже с юридической точки зрения товар продавца принадлежит продавцу, а не площадке. Регулирование маркетплейсов касается покупателей, продавцов, логистические службы, ПВЗ и других участников. У каждого из них свои права и особенности. Поэтому эта система взаимоотношений должна регулироваться отдельно", - сказал собеседник агентства.
Контрафакт и "покупательский экстремизм"
По мнению первого заместителя председателя комитета по экономической политике Совета Федерации России Ивана Абрамова, необходимость регулирования интернет-торговли очевидна.
"Практически еженедельно поступают обращения и от граждан, которых обманули на маркетплейсах, и от предпринимателей, которые не могут защитить свои права. В этом смысле мы должны защищать и предпринимателей, и, конечно, конечного потребителя", - сказал Абрамов, выступая на сессии.
Он отметил, что жалобы в первую очередь касаются контрафактной продукции. "Мы должны смотреть, как этот товар ввозится, уплачены ли с него налоги, потому что это тоже наша конкурентоспособность", - добавил он.
Председатель Федерального общества сетевой торговли, исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронной коммерции Евгения Черницкая отметила, что из-за действия закона о защите прав потребителей, предполагающего возможность вернуть товар в 14-дневный срок после покупки, страдает значительная часть интернет-продавцов.
"У нас на возврат нет никакого ограничения, таков закон о защите прав потребителей. Потребитель у нас во взаимоотношениях с электронной коммерцией абсолютно защищен. Он может заказать неограниченное количество товаров на большинстве площадок, ему даже не нужно предоплату вносить. Он может этот товар получить, через две недели этот товар вернуть, даже со следами поношенности. Этот товар обесточивает склад продавца, блокирует работу пунктов выдачи заказа, и все это действительно называется потребительским экстремизмом", - сказала Черницкая.
По ее словам, к наиболее рискованным категориям товаров относятся мужская и женская одежда, детские платья, детские карнавальные костюмы и обувь, которые возвращают после покупки, а продукция теряет товарный вид.
"Это женская одежда, нарядные платья, которые приносят 2, 3 января. Это елки, это удивительная история, что елки наряжают, а потом приносят. <...> Вот все это сейчас обесточит работу предпринимателей, они потеряют доходы. И я бы хотела, конечно, обратить внимание, что с этим надо как-то бороться", - отметила Черницкая.
Взаимоотношения с офлайн-продавцами
Гендиректор МАРМП Алексей Молодых в беседе с ТАСС указал на перекос в сторону крупных маркетплейсов, которые, по его мнению, монополизируют рынок и диктуют своим партнерам-продавцам определенные условия.
"Онлайн-площадки инвестируют в цены: за свой счет снижают цены на товары продавцов до нерыночно низкого уровня - подобные скидки не могут себе позволить предприниматели и офлайн-магазины, которым необходимо поддерживать рентабельность бизнеса. В результате, снижение цен становится не мерой повышения доступности товара для покупателя, сколько инструментом неконкурентной борьбы за покупателей", - сказал он.
По мнению директора департамента e-commerce и заместителя генерального директора ГК "КОРУС Консалтинг" Марии Бар-Бирюковой, при текущем регулировании интернет-торговли страдают офлайн-ритейлеры.
"С учетом того, что маркетплейсы не несут ответственность за реализацию маркированных товаров, офлайн-ритейлеры оказываются в проигрышной ситуации. А если ритейлеры зарабатывают недостаточно, то страдают даже владельцы ТЦ, чей доход зависит от доходов их арендаторов -- то есть, тех же офлайн-ритейлеров", - сказала она в беседе с ТАСС.
Между тем, по словам президента АКИТ Артема Соколова, работа маркетплейсов уже регулируется множеством нормативно-правовых актов и говорить о "монополизации" неуместно.
"Существует достаточно развитый институт саморегулирования, руководствуясь правилами которого в целом сейчас и работает вся платформенная среда. По нашему мнению, нет никакой "новой монополии", -- появились различные практики, которые уже отразились как недопустимые в различных документах и их учитывает рынок при выстраивании своей бизнес-модели. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить соблюдение прав сторон платформенного бизнеса", - сказал он в беседе с ТАСС.
Сложности трудовых взаимоотношений
По мнению заместителя председателя комитета по контролю Госдумы РФ Дмитрия Гусева, также существует и проблема защиты людей, трудоустроенных в интернет-платформах, с точки зрения трудового законодательства.
"У них нет отпусков, нет больничных. Они могут, но не делают отчисления в социальные фонды, и мы очень скоро получим ситуацию, когда эти люди, работая неограниченное количество часов, то есть, не соблюдая трудовое законодательство, они детей не рожают, экономику не развивают. Они занимаются тем, что зарабатывают себе деньги. И это неправильно", - сказал Гусев, выступая на сессии.
По его мнению, в этой связи возникает вопрос трудового регулирования интернет-торговли.
"Возникнет такая ситуация, что когда эти люди уйдут на пенсию и у них будет минимальная пенсия, мы окажемся перед дилеммой, что не будет средств Пенсионного фонда на то, чтобы обеспечить растущие потребности российских пенсионеров. Вполне справедливые, растущие потребности, и нам придется снова повышать пенсионный возраст. Эта проблема не решена, и она тоже требует детального обсуждения и большой серьезной дискуссии в обществе", - сказал Гусев.
Как уточнила ТАСС юрист налоговой практики юридической компании "Центральный округ" Анна Калачева, отношения исполнителей с информационно-телекоммуникационными платформами не являются трудовыми, а строятся на основании договора гражданско-правового характера.
"Следовательно, часть денежных средств не поступает в бюджетную систему, в том числе в Социальный фонд России. А самозанятые или предприниматели не получают никаких гарантии: ни отпускных, ни больничных, ни страховых выплат", - сказала она.
Поиск идеального решения
Как сообщил ТАСС доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян, маркетплейсы, как и в целом цифровые платформы, являются уникальным форматом товарно-денежных отношений, где реализуют не собственный товар или услугу, а предоставляют информацию об их наличии, а также о наличии спроса.
"В этом посыл законодателя о выделении отдельного закона, регулирующего данную деятельность, является абсолютно верным и обоснованным. Золотая середина между монополизацией рынка и поддержанием конкуренции может быть найдена посредством баланса между мерами государственного контроля за деятельностью маркетплейсов и механизмами самоконтроля со стороны отрасли", - полагает эксперт.
При этом он отметил, что конкретные варианты должны быть найдены в процессе диалога между государством и отраслью.