13 декабря, 15:52

Комитет ГД поддержал законопроект о спецсчетах для выплат иноагентам

Совету Государственной думы предложили рассмотреть инициативу на пленарном заседании 17 декабря

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал депутатам принять во II чтении законопроект о введении специальных рублевых счетов для выплат иноагентам и рассмотреть инициативу на пленарном заседании Госдумы 17 декабря. Это следует из решения комитета, опубликованного в думской электронной базе.

"Рекомендовать Государственной думе принять указанный законопроект во II чтении. Предложить Совету Государственной думы включить указанный законопроект в проект порядка работы Государственной думы 17 декабря 2024 года для рассмотрения во II чтении", - отмечается в документе.

Речь идет о законопроекте, который внесла на рассмотрение палаты парламента группа депутатов во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным 14 ноября, в I чтении он был принят 20 ноября. Поправками дополняется закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Принятый в I чтении законопроект устанавливал, что выплаты иноагентам за использование результатов интеллектуальной деятельности и брендов должны зачисляться только на специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке.

Как сообщил в пятницу Володин, ко II чтению депутаты подготовили и внесли поправки о зачислении на такие спецсчета также и доходов иноагентов, полученных от физических и юридических лиц в результате отчуждения или сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств, а также доходов от процентов по вкладам в банках и от долевого участия в организациях, в том числе в виде дивидендов.

Поддержанный ко II чтению законопроект устанавливает, что иноагенты должны открыть спецсчет в течение 15 рабочих дней после внесения их в реестр лиц, находящихся под иностранным влиянием. Такой же срок для открытия спецсчета устанавливается и в случаях, если гражданин уже был ранее признан иноагентом, а затем у него возникли основания для получения выплат.

Уточняется, что спецсчет может быть открыт на основании заявления плательщика, если на дату совершения платежа у него нет данных о таком счете иноагента. При этом при отсутствии спецсчета в момент подачи такого заявления банк может открыть его на имя иноагента без его присутствия. Указывается также, что информация о реквизитах спецсчета должна быть указана в сведениях об иноагенте, содержащихся в реестре, а сам иноагент обязан предупредить лиц, которые будут перечислять ему выплаты, о своем статусе.

Согласно законопроекту, банк в течение трех рабочих дней со дня открытия специального счета уведомляет уполномоченный орган о его реквизитах для их включения в реестр. При этом, согласно поправкам, "уведомление уполномоченного органа о реквизитах специального счета, включение указанных сведений в реестр, а также их размещение уполномоченным органом на своем официальном сайте <…> не является нарушением банковской тайны".

Распоряжение средствами и списания со спецсчета

Законопроект устанавливает, что на имя иноагента может быть открыт только один спецсчет. Как ранее сообщал Володин, "распоряжаться денежными средствами со спецсчета иноагенты смогут только после отмены статуса иноагента". Законопроект устанавливает, что иноагенты в случае отмены своего статуса смогут получить находящиеся на спецсчетах рубли в течение 15 рабочих дней. В этом случае средства также могут быть перечислены на другой банковский счет.

Согласно документу правительство РФ сможет устанавливать случаи, в которых допускается списание денежных средств со спецсчетов иностранных агентов. Кроме того, согласно документу, списание средств со спецсчетов иноагентов "осуществляется в случае взыскания этих денежных средств в бюджеты бюджетной системы".

Если закон будет принят, новые нормы вступят в силу с 1 марта 2025 года. Иноагенты будут обязаны в течение 15 рабочих дней после вступления закона в силу открыть спецсчета для получения выплат. Указывается, что внесению на специальный рублевый счет также подлежат платежи, которые не были перечислены иностранному агенту на день вступления в силу закона, "в том числе в нарушение срока исполнения обязательств перед иностранным агентом".