МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Страны БРИКС могут отстоять и нарастить свои позиции на глобальных рынках только за счет более тесной кооперации в части защиты конкуренции и более агрессивной антимонопольной политики. Об этом в беседе с ТАСС сообщил директор международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС при НИУ ВШЭ Алексей Иванов.
"С учетом расширения БРИКС и угрожающего роста глобальных монополий конкурентные ведомства объединения должны активнее формировать новые правила конкурентной политики. Мы больше не должны быть потребителями чужих правил, не должны заниматься чисто имплементацией разработанных на западе концепций, норм и идей, а, наоборот, должны сами формировать новые правила конкурентной политики", - сказал Иванов.
По его словам, отстоять и нарастить свои позиции на глобальных рынках можно за счет более тесной кооперации внутри объединения. Иванов добавил, что следующий год может стать рубежным для антимонопольной политики в мире, и страны БРИКС должны воспользоваться этим шансом для фиксации и усиления своего лидерства в антимонопольном треке. По его словам, странам БРИКС необходимо транслировать собственные, более инклюзивные правила, направленные в том числе на развитие стран второго эшелона, "не потворствовать монополизму, а переходить к проактивной глобальной конкурентной политике" совместно с партнерами в ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
Платформа справедливой конкуренции
Иванов добавил также, что одним из успехов российского председательства в БРИКС в 2024 году стало решение антимонопольных ведомств стран объединения о запуске совместного анализа состояния конкуренции на глобальных рынках торговли зерном. Также он уверен, что в условиях расширения БРИКС необходима дальнейшая институциализация сотрудничества по антимонопольному треку.
"Такая платформа может стать важным шагом к усилению сотрудничества стран БРИКС в антимонопольной сфере", - сказал Иванов.
По его мнению, в рамках такой платформы будет возможно создание совместной цифровой инфраструктуры, анализ больших данных о состоянии конкуренции, а также подключение искусственного интеллекта. Собеседник агентства уверен, что для этого необходимо совместное финансирование работы по усилению кооперации по примеру Комитета по конкуренции ОЭСР - ключевого формата кооперации стран западного мира.
"Именно через активную конкурентную политику страны БРИКС могут формировать правила глобальной экономической жизни. В условиях многополярности мы могли бы двигаться быстрее за счет более тесной кооперации стран БРИКС, и более активной, если угодно, агрессивной антимонопольной политики", - сказал эксперт.
Также он отметил, что Россия в лице Федеральной антимонопольной службы лидирует на антимонопольном треке в БРИКС.
Цифровизация в антимонопольной сфере
Иванов также коснулся темы цифровизации в антимонопольной сфере. По его словам, цифрозация несет не только вызовы, но и возможности для конкурентных ведомств. В частности, по его мнению, первым проектом нового уровня антимонопольной координации БРИКС может стать цифровой инструмент - "радар слияний" (Merger Radar).
"Это система выявления сделок экономической концентрации и формирования предварительной позиции по этим сделкам. Инструмент позволяет нам увидеть происходящие процессы экономической концентрации, которые не всегда протекают в открытых, привычных нам формах, когда подаются ходатайства, раскрывается информация и покупаются компании", - сказал эксперт.
По его словам, Merger Radar сможет помочь антимонопольным ведомствам БРИКС заранее выявлять приоритетные и проблемные сделки на уровне объединения.
"Мы очень надеемся, что ближе к следующей конференции по конкуренции под эгидой БРИКС, которая пройдет в сентябре следующего года в Кейптауне, мы сможем продвинуться в этом вопросе. Может быть, получится вынести либо отдельные элементы этой платформы на утверждение антимонопольных регуляторов, либо договориться о ее полноформатном запуске ", - сказал эксперт.
Фокус на экономическом сотрудничестве
Говоря об итогах председательства России в БРИКС в 2024 году и, в частности итогах саммита в Казани, Иванов отметил, что одним из ясных достижений стал фокус на антимонопольной повестке и на механизмах обеспечения инклюзивного экономического роста.
"Фокус на конкуренции, стимулировании экономического развития и борьбе с неравенством - это тот акцент, который, может быть, несколько неожиданно, но придал новый смысл кооперации БРИКС. В 100-м пункте казанской декларации подчеркнуто значение Международного центра конкурентного права и политики БРИКС в формировании экспертизы и обмене знаниями между антимонопольными органами стран БРИКС", - сказал он.
Он также отметил потенциал развития товарно-сырьевой биржевой торговли в формате БРИКС.
"Это очень перспективное направление, поскольку в объединение входят как крупные производители зерна, удобрений, рыбы и нефти, так и потребители этих ресурсов. При этом биржевые ценовые ориентиры по этим важным товарам для рынков БРИКС либо отсутствуют, либо основаны на работе биржевых площадок западных стран", - сказал собеседник агентства.
По его словам, ключевые бенчмарки, ценовые ориентиры по зерну на текущий момент формируются на торговых площадках в Чикаго и в Париже. Они изначально настроены на другие рынки, проблематику, риски и возможности.
"В этом смысле развитие биржевой торговли зерном и другими важнейшими сырьевыми товарами в формате БРИКС с учетом особенностей наших экономик - это очень важная задача". - отметил собеседник агентства.