МОСКВА, 28 декабря. /ТАСС/. Стоимость бензина марок "Регуляр-92" и "Премиум-95" по итогам биржевых торгов в декабре уменьшилась почти на 10%. Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Цена бензина Аи-92 снизилась в декабре на 9,8%, до 52,938 тыс. рублей за тонну, бензина Аи-95 - также на 9,8%, до 56,111 тыс. рублей за тонну.
Летнее дизельное топливо подешевело на 10%, до 54,363 тыс. рублей за тонну, межсезонный дизель - на 3,2%, до 55,844 тыс. рублей за тонну, зимний дизель - на 3,5%, до 70,216 тыс. рублей за тонну. Стоимость топлива для реактивных двигателей увеличилась на 2,1%, до 82,412 тыс. рублей за тонну, топочного мазута - на 7,4%, 30,629 тыс. рублей за тонну. Цена сжиженных углеводородных газов (СУГ) упала в декабре на 35%, до 18,202 тыс. рублей за тонну.
Легче, чем в 2023 году
В целом 2024 год для биржевого топливного рынка сложился лучше, чем кризисный 2023 год, когда оптовые цены на многие виды топлива неоднократно обновляли ценовые рекорды. В этом году правительство РФ весной превентивно вводило запрет на экспорт бензина, чтобы сгладить рост спроса в весенний и летний периоды.
Однако с середины мая и по конец июля правительство временно снимало запрет на экспорт бензина для производителей. Этот фактор в том числе привел к летнему всплеску цен на бензин Аи-95. Его стоимость поднималась выше 74 тыс. рублей за тонну и приближалась к рекорду сентября 2023 года. На этом фоне ФАС направляла запрос нефтяным компаниям с требованием представить данные об экономическом обосновании роста оптовых цен на бензин Аи-95. Минэнерго отмечало, что всплеск цен в итоге удалось подавить. А с августа запрет на экспорт бензина был возобновлен.
Осенью 2024 года у рынка вызывал опасение скачок цен на зимнее дизельное топливо. В начале октября его стоимость, которая в том числе учитывается при расчете демпфера, находилась на уровне выше 77 тыс. рублей за тонну. На этом фоне источники ТАСС в отрасли говорили, что отраслевые министерства и нефтяные компании обсуждали ряд мер по ограничению "серого" экспорта дизельного топлива и запрета экспорта непроизводителями, что позволит стабилизировать цены на зимние сорта дизеля. Вице-премьер РФ Александр Новак позднее отмечал, что звучали предложения от нефтяников только об ограничении "серого" экспорта в страны ЕАЭС. Но вскоре цены на этот вид топлива стабилизировались и никакие запреты на его экспорт не вводились.
В Минэнерго России сообщили ТАСС, что на бирже созданы достаточные объемы предложения. Министерство напомнило, что сейчас обязательный минимальный норматив продаж на бирже по бензину составляет 15% от производства, по дизелю - 16%, по СУГ - 7,5%. "Это позволяет насыщать внутренний рынок предложением. Также важную роль в обеспечении внутреннего рынка играет и общее накопление товарных запасов, которых к концу 2024 года достаточно для обеспечения нужд потребителей на внутреннем рынке", - добавили в министерстве.
Минэнерго также отметило, что отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в 2024 году выросли почти на 6%, бензина - на 2%.
Объем торгов растет, нормативы выполняются
В пресс-службе СПбМТСБ заявили ТАСС, что в 2024 году через биржу реализовано более 37 млн т нефтепродуктов, что более чем на 20% больше, чем в 2023 году. В целом биржа оценивает ситуацию на оптовом рынке как стабильную. "Критерии к установленным биржевым нормативам всегда соблюдаются, нормативы выполняются", - подчеркнули в пресс-службе торговой площадки.
Кроме того, на бирже добавили, что торговая площадка постоянно совершенствует биржевые правила с учетом предложений участников биржевого рынка нефтепродуктов. Так, с марта 2025 года планируется введение норматива по реализации на биржевых торгах ряда нефтехимических товаров. Также планируется развитие биржевых торгов нефтепродуктами мелким оптом, в том числе независимыми поставщиками.