30 января, 21:09

Профицит грузовых вагонов на сети РЖД достиг 400 тыс. единиц

Количество грузовых вагонов превышает 1,3 млн единиц

МОСКВА, 31 января. /ТАСС/. Парк грузовых вагонов на сети "Российских железных дорог" (РЖД) на 1 января 2025 года достиг рекордных 1,382 млн единиц. Профицит составляет 400 тыс. вагонов, сообщил журналистам замглавы РЖД Михаил Глазков.

"Постоянное наращивание парка вагонов привело к тому, что на 1 января 2025 года 1 млн 382 тыс. вагонов находятся сегодня на путях общего и необщего пользования сети железных дорог", - сказал он.

По словам Глазкова, такого количества никогда не было. "Конечно, этот излишний парк вагонов оказывает негативное влияние на эксплуатационную работу, замедляет продвижение грузопотоков, оказывает негативное влияние на надежность доставки груза. Как следствие, качественные и количественные показатели отрасли имеют отрицательную динамику", - добавил он.

Как уточнил Глазков, в 2023 году была разработана методика для расчета потребного парка вагонов под предъявляемый объем грузов. Согласно методике, в 2024 году парк излишних вагонов под предъявляемый объем груза составлял 250 тыс. вагонов. При расчете на февраль 2025 года парк, необходимый для перевозки груза, составляет 970 тыс. вагонов, то есть порядка 400 тыс. вагонов - это излишний парк, который находится на путях общего пользования и оказывает влияние на перевозку.

"Излишний парк снижает пропускные способности. Например, в октябре 39 тыс. порожних вагонов одновременно следовало по сети во встречном направлении. Переводим в поезда, это получается порядка 400 поездов с однородным подвижным составом одномоментно следуют навстречу и везут не груз, а воздух", - отметил Глазков.

По словам замглавы РЖД, эти издержки ложатся на грузоотправителя и на "Российские железные дороги" в части того, что компания теряет погрузку, перевозя порожний подвижной состав.

С середины октября РЖД начали более тщательно нормировать нахождение порожнего подвижного состава на рейсе, к концу 2024 года удалось исключить или вывести в отстой 75 тыс. вагонов. "Мы получили улучшение участковой скорости на 2 км/ч, увеличение погрузки на 2%, выгрузку увеличили на 1700 вагонов, сократили количество временно задержанных в продвижении груженых поездов на 458 и на 2 процентных пункта увеличили надежность доставки грузов", - уточнил замгендиректора холдинга.

По словам Глазкова, РЖД в конце 2024 года не применяли каких-то новых технологий и новых правил в части приема новых вагонов на сеть, а работали в рамках законодательства. "Ряд вагоностроительных заводов, на наш взгляд, занялась не совсем свойственной деятельностью с точки зрения приписки вагонов на пути своих предприятий до их продажи. Это привело к тому, что идет затаривание подъездных путей и осложняется работа вагоностроительных предприятий", - уточнил он.

Замгендиректора холдинга отметил, что в конце года РЖД провели ряд совещаний с вагоностроительными заводами, и на сегодня у десяти крупнейших вагоностроительных заводов на путях необщего пользования находится 3 155 вагонов, что ниже технологического норматива. При этом с начала 2025 года на сеть общего пользования было выпущено более 2 470 вагонов при постройке с 1 января 2 200 вагонов.

Предложения вагоностроителям

Как рассказал Глазков, РЖД предложили два механизма для вагоностроителей: продавать вагон без номера собственнику, а РЖД будут готовы обеспечить перевозку этого вагона как груза на своих осях, а также включить пункт договора, предусматривающий, что будущий собственник подвижного состава за три месяца до даты сдачи построенного вагона начинает заниматься регистрацией данного вагона, то есть припиской и присвоением ему номера, что существенно упростит задачу выпуска на сеть данного вагона при завершении его строительства.

"У нас нет задачи всеми силами, всеми путями убрать эти (профицитные) вагоны. Это встречное движение, мы сегодня работаем с операторами и собственниками подвижного состава. И сегодня уже более 116 тыс. вагонов с путей общего пользования по договорам были направлены в длительный отстой на пути необщего пользования. И порядка 36 тыс. вагонов - это вагоны, которые были отставлены с припортовых железных дорог до решения оператора подвижного состава по дальнейшему нахождению этого вагона и использованию данного вагона в перевозочном процессе", - заключил он. 

Теги:
Россия
LiveInternet