Что известно о запасах и планах добычи редких металлов в России

Россия может обеспечить текущее мировое потребление "на более чем 100 лет", считает министр природных ресурсов РФ Александр Козлов.
"К настоящему моменту созданы технологии получения разделенных оксидов РЗМ, строятся промышленные комплексы, на которых будут производить редкоземельные металлы, включая наиболее востребованные рынком "магнитные" — празеодим, неодим, диспрозий", — заявил он, выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме.
Глава Роснедр Олег Казанов подтверждает: обеспеченность России редкоземельными металлами очень высокая — разведанные запасы этого вида сырья, подготовленные к добыче, оцениваются в 28,5 млн т. Так, на Ловозерском месторождении в Мурманской области они составляют 7 млн т, на Томторском месторождении в Якутии — 4 млн т. Всего же в стране разведано 18 месторождений РМ и РЗМ.
В России скорее другая проблема — экономическое обоснование добычи. Запасов этих видов сырья сейчас значительно больше, чем нужно российской экономике, — годовая потребность составляет лишь около 2 тыс., объяснял Казанов на заседании круглого стола в феврале в Совете Федерации.
По оценке директора по технологическому развитию Росатома Андрея Шевченко, Россия сегодня занимает менее 1% рынка производства РЗМ, а запасы РЗМ в России составляют 17% от мировых (второе место в мире после Китая).
В госкорпорации говорят, что они со своей стороны готовы к 2030 году обеспечить производство 111 тыс. т редкоземельных металлов. Так, в планах Росатома восстановление разделительного производства на Соликамском магниевом заводе. Оно уже на начальном этапе может обеспечить внутренний рынок России сырьем для производства 1 тыс. т магнитов в год, в том числе для электроэнергетики и беспилотных летательных аппаратов.
При этом российским специалистам удалось восстановить компетенции по разделению РЗМ, утерянные после распада СССР. В частности, в России запущено опытное производство по разделению редкоземельных металлов из коллективного концентрата. Как рассказал ТАСС генеральный директор АО "Русредмет" (Ленинградская область) Андрей Нечаев, горнорудный дивизион Росатома добывает лопаритовую руду и обогащает ее на Ловозерском ГОКе в Мурманской области, затем лопаритовый концентрат отправляется в Соликамск, где из концентрата выделяются ниобий, тантал и титан, а другие значимые редкоземельные металлы (лантаноиды) остаются в составе коллективного концентрата. До последнего времени этот концентрат отправляли за рубеж, так как после распада СССР производства и технологии по разделению РЗМ остались за пределами России.
Теперь же на площадке "Русредмета" запущена опытная разделительная линия, на которой апробирована вся технология. Предполагается, что она будет масштабирована на Соликамском магниевом заводе. Технология позволяет повышать глубину переработки исходного лопаритового сырья и получать индивидуальные оксиды легкой группы — лантан, церий, празеодим, неодим, которые находят точечное применение в высокотехнологичной промышленности. По словам Андрея Нечаева, они могут добиться продукта любой чистоты.
Что касается стоимости, то и здесь российское производство сможет конкурировать на мировом рынке. В мировой практике принято считать допустимым стоимость получения оксида индивидуального РЗМ в интервале от $4 до $6–7 за килограмм конечного продукта. "По оценкам коллег, мы в этом интервале", — говорит специалист.
При этом сегодня ценообразование трудно назвать рыночным, так как до недавнего времени более 90% мировых РЗМ поставлял Китай. Он и сегодня диктует мировому рынку цены, которые, по мнению Нечаева, зачастую определяются исключительно желанием сохранить фактическую монополию на этом рынке.


