Секреты производства: промышленный туризм становится трендом

Потенциал — 15% от внутреннего турпотока
Программа "Открытая промышленность" реализуется АСИ с 2021 года при поддержке Минпромторга РФ, а с 2023 года входит в нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства". За это время к ней присоединились 82 субъекта и более 1,5 тыс. российских предприятий, которые разрабатывают экскурсионные продукты на своих производствах, сообщила ТАСС замдиректора АСИ, директор дивизиона "Городская экономика" Ольга Захарова. По ее данным, за 2024 год более 2 млн туристов посетили российские предприятия, а с 2022 года этот показатель вырос в полтора раза.
По прогнозу Strategy Partners, рост туристического потока может составить 7,5–12% в год. Это значит, что по итогам 2025 года он может достичь 2,15–2,24 млн человек. Растущий интерес сопровождается и расширением предложения, отмечает Захарова: "Предприятия предлагают не просто экскурсии, а насыщенные и разнообразные программы — как профориентационные туры, так и полноценные индустриальные маршруты, которые включают в себя не только знакомство с производством, но и посещение региональных достопримечательностей, местных кафе и музеев".
Как говорит исполнительный директор Центра отраслевой экспертизы "Туризм" Сбербанка Константин Марков, промышленный туризм относительно молод, его аудитория составляет примерно 3–4% от внутреннего турпотока. "По нашей экспертной оценке, интерес к нему находится на уровне 15%, что сопоставимо с лечебно-оздоровительным и гастрономическим туризмом. Основным аспектом развития отрасли является его частая включенность в комплексные туры в составе групп", — сообщил он ТАСС.
Что делается для привлечения туристов
Для соответствия стандартам качества и безопасности с этого года в РФ начала действовать сертификация промышленных туров, которую уже успешно прошли некоторые предприятия. Одним из первых стал Оскольский электрометаллургический комбинат им. А.А. Угарова (входит в компанию "Металлоинвест"). В Роскачестве считают, что этот инструмент позволяет предприятиям укрепить репутацию, привлечь новых посетителей и повысить доверие туристов.
Развитию отрасли также способствует повышение кадрового потенциала, необходимого для проведения экскурсий. Гендиректор агентства бизнес-туризма "Майс Маркет", инициатор проекта "Промышленный туризм в РФ" Сергей Рыжов отмечает, что на данный момент работа в сфере промышленного туризма структурировалась. "Совместно с АСИ наша инициатива обрела целую программу "Организация промышленного туризма", в рамках которой прошли обучение уже почти 2 тыс. специалистов. <…> В каждом регионе работает ответственный специалист, который фиксирует прирост предприятий. Каждый год мы видим, что добавляются по 5–10 новых, они заходят на образовательную программу и готовы принимать гостей разного уровня", — рассказал он ТАСС.
Часть повестки устойчивого развития предприятий
Промышленный туризм — это естественное продолжение ESG-стратегии компаний в части социальной ответственности и открытости. "Он помогает решать сразу несколько задач в каждом из направлений: продвижение культуры устойчивого производства и ответственного отношения к ресурсам, укрепление связи с сообществами и формирование позитивного образа компании, а также повышение прозрачности, демонстрация стандартов безопасности, экологичности и качества", — говорит вице-президент по управлению цепочками поставок компании "Объединенные Пивоварни" Ксения Костыгова.
Это также эффективный инструмент профориентации молодежи, подъема престижа рабочих профессий и повышения туристической привлекательности города и региона, подчеркивают в компании "Северсталь", развивающей промышленный туризм с 2019 года. Оператором промтура на площадке Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК) выступает Центр металлургической промышленности, открытый в Череповце в 2015 году. "С этого времени его посетили более 122 тыс. человек", — констатируют в компании. Центр стал первым в России интерактивным музейным комплексом, посвященным металлургии.
Промтуризм формирует положительный образ компаний, привлекает инвесторов, помогает в создании новых рабочих мест и развитии инфраструктуры регионов, что в итоге позитивно отражается на качестве жизни людей, добавили в Трубной металлургической компании (ТМК). Туристическая инфраструктура ТМК создана на четырех предприятиях в Волгоградской, Свердловской и Челябинской областях. В рамках тура сочетаются экскурсии на действующее производство и посещение корпоративных музеев. В 2024 году площадки компании приняли более 50 тыс. туристов, сообщили ТАСС в ТМК. Важной составляющей туров является экологическое просвещение, поскольку посетители получают возможность ознакомиться с процессами работы с отходами и бережного взаимодействия с окружающей средой.
Промышленный туризм также взаимосвязан с проектами, реализуемыми в рамках программы социальных инвестиций компании, они работают на решение одной задачи, поделилась менеджер по корпоративным коммуникациям "Сибура" Анастасия Щербинина. "В этой части промышленные туры помогают продвигать региональный бренд, раскрывают потенциал заводских, технических профессий, а социальные проекты "Формулы хороших дел" — делать города, в которые мы приглашаем туристов, интересными и привлекательными для посещения. <…> Экскурсионные программы продолжаются и за чертой предприятий, пересекаясь с локальными социальными проектами. Так туристы получают комплексный опыт и представление об отрасли", — пояснила эксперт, добавив, что с 2021 года реализуется программа "Открытый "Сибур", в рамках которой свыше 10 тыс. человек ежегодно посещают 15 предприятий.
Социально-экономический драйвер регионов
Исследование сервиса путешествий "Туту" "Развитие туризма в регионах: тренды и итоги 2024 года", проведенное среди 43 регионов, подтверждает данные Минэкономразвития России об уверенном росте турпотока по России. В этом году аналитики ожидают его увеличения от 8% до 17%. В топ-10 самых востребованных видов туризма вошел и промышленный туризм с большой перспективой роста.
Потенциал развития этого направления есть абсолютно у всех регионов России, считает Ольга Захарова. "Даже в регионах, которые не считаются промышленными, можно создавать уникальные туристические маршруты. Пример — Орловская область, где промышленный туризм развивается как платформа для продвижения молодых предпринимателей и демонстрации их проектов. Это позволяет формировать образ региона как пространства для новых производственных инициатив и роста", — говорит она.
В этом году многие регионы планируют запустить свои проекты и программы по развитию этой отрасли. Например, в Приморье стартовой площадкой станет Спасск-Дальний. В пресс-службе правительства края рассказали ТАСС, что в планах — знакомство с местными предприятиями, интеграция событийных мероприятий в индустриальное направление и организация в сентябре фестиваля "Завод фест". В свою очередь, в Ленобласти развивают целую экосистему промтуризма. Программа "Крутая локация" нацелена на создание маршрутов, связанных с промышленностью, агропромышленным комплексом и морской логистикой региона.
Интерес к индустриальному туризму вполне естественен — люди стремятся получить новый опыт, стать частью большого процесса, считают эксперты. Так, космодром "Восточный" установил рекорд по числу туристов в 2024 году: объект посетили около 10 тыс. человек, что в три раза больше показателей 2022 года. Турпоток на агропредприятия города-курорта Сочи по итогам 2024 года составил не менее 245 тыс. человек, наиболее востребованным направлением стала "Ферма Экзархо".
Перспективы и поддержка отрасли
В условиях нарастающего во многих отраслях кадрового голода промтуризм приобретает особую ценность, ведь это направление наглядно помогает школьникам определиться с выбором профессии, а студентам — получить практическое обучение, сообщил директор Международного аналитического центра устойчивого развития туризма РУДН, эксперт РАН, д.э.н. Христофор Константиниди. "Также промышленный туризм — это неотъемлемая часть делового туризма, который способствует привлечению инвестиций в экономику, обмену опытом и внедрению передовых технологий в промышленное производство", — заявил он ТАСС.
Читайте также
"Роботы не смогут заменить инженеров и рабочих". Как машины помогают при дефиците кадров

Участники рынка понимают, что у направления есть огромные перспективы, и поэтому ставят перед собой большие задачи по выработке системы оценки эффективности: "Туризм — такой же бизнес-процесс, как и многие процессы на промышленных предприятиях", — говорит Сергей Рыжов. Далее, по его словам, предстоит сделать еще два важных шага: поработать над развитием инвестиционной деятельности и создать базу предприятий, которые могут проводить не только качественные экскурсии, но и обладают определенными сильными компетенциями.
Ускорить развитие промтуризма и сделать его более устойчивым на раннем этапе может поддержка со стороны государства, считает Ксения Костыгова. "Это могут быть и инфраструктурные программы, и субсидии или продвижения на федеральных платформах. Свой вклад могут вносить и региональные власти. Например, привлекательной практикой регионов может быть выделение площадок для формирования отраслевых музеев и экспозиций", — добавила она.
В таких вопросах важна и поддержка туроператоров. Они делают информацию о промышленных турах доступной для широкой общественности, берут на себя организацию доставки туристов на объект, согласовывают с предприятием процесс приема экскурсантов, пояснили в ТМК.
Международные проекты
Интерес к российским производствам проявляют не только туристы и бизнес-сообщество стран СНГ, но и представители дальнего зарубежья — стран Азии и арабского мира. "Разумеется, с учетом всех требований по безопасности, включая информационную. Это открывает новые возможности и делает промышленный туризм полноценным направлением как внутри страны, так и в международной повестке", — сообщила замдиректора Агентства стратегических инициатив.
Ранее гендиректор АСИ Светлана Чупшева презентовала президенту РФ Владимиру Путину путеводитель по промышленному туризму "Две страны, тысячи заводов", подготовленный агентством совместно с Белорусским институтом стратегических исследований (БИСИ). Документ объединил более 50 предприятий России и Белоруссии. Среди флагманов — космодром "Восточный", Челябинский трубопрокатный завод, "Промобот", "Уралхиммаш", а также белорусские компании — Минский тракторный завод, "Белаз" и "Коммунарка".
Ольга Захарова пояснила, что основой сотрудничества становится создание единого информационно-методологического пространства в рамках Союзного государства. По ее данным, на площадке Минского тракторного завода запланировано открытие Центра компетенций по промышленному туризму, где будут объединены лучшие российские и белорусские наработки. "Следующей страной, активно вовлекающейся в развитие промышленного туризма, становится Узбекистан. <…> И, что особенно важно, мы выходим за пределы СНГ. <…> Амурская область станет пилотным регионом по созданию международного маршрута. У Китая иной подход к развитию этой сферы, но это только усиливает потенциал сотрудничества: нам действительно есть о чем говорить, чем делиться и какие совместные проекты реализовывать", — заключила эксперт.
Виктория Конева







