МОСКВА, 31 мая. /ТАСС/. Несмотря на ограничения, введенные в отношении России на стороне платформы TikTok в 2022 году, активность русскоязычного сегмента социальной сети в последние несколько месяцев демонстрирует признаки оживления. Об этом свидетельствуют результаты исследования Ассоциации блогеров и агентств (АБА), поступившие в ТАСС.
По данным АБА, в TikTok в РФ на сегодня примерно от 500 до 800 тыс. активных блогеров. Около 3-5 тыс. можно считать полупрофессиональными или профессиональными блогерами (с регулярной активностью, интеграциями, более 100 тыс. подписчиков). До 500 - топовые блогеры с миллионами подписчиков и высокими ценниками интеграций.
"Общий объем TikTok-рекламы в России в 2024 году можно осторожно оценить в диапазоне примерно 1,5-2,5 млрд рублей в год. Оценка общего объема рекламных деньгах у топ-10 блогеров TikTok в России, рассчитанный по усредненной методологии, составляет примерно 150-200 млн рублей в год на видимых рекламных интеграциях", - подсчитали в Ассоциации.
Исследование, основанное на анализе ключевых метрик десяти крупнейших русскоязычных блогеров TikTok, выявило интересную динамику: несмотря на ограничения для пользователей и небольшое общее снижение количества просмотров контента примерно на 5% (с 5,52 до 5,22 млрд / 2023/24 - 2024/25), уровень вовлеченности аудитории заметно вырос, выяснили в АБА. "Репосты увеличились на 74%, а число комментариев - на 5%, что может свидетельствовать о формировании более активного и лояльного пользовательского ядра, группирующегося вокруг конкретных персон TikTok в России", - говорится в исследовании.
Отдельно в АБА выделяют метрику репостов: в 2024-2025 году их число у десяти наиболее популярных блогеров TikTok в России выросло с 4,84 млн до 8,43 млн. "Это значит, что несмотря на небольшое сокращение аудитории, пользователи стали значительно чаще делиться контентом - пробуждая "жизнь" внутри социальной сети. Параллельно выросло и количество комментариев - с 3,31 до 3,49 млн. Такой сдвиг в поведении аудитории может означать не просто стандартное потребление контента пользователями, а возобновление привычки обсуждать, пересылать и вовлекаться", - говорят эксперты.
В совокупности по топ-10 блогерам вовлеченность зрителей выросла, отмечают в АБА. Если в 2023-2024 гг. на 100 просмотров приходилось около 7,1 лайков, 0,06 комментария и 0,09 репоста, то в 2024-2025 гг. эти показатели увеличились. На 100 просмотров стало около 7,2 лайков, 0,067 комментария и 0,16 репоста. "Проще говоря, лайков и комментариев в расчете на каждую сотню просмотров стало немного больше, а доля репостов выросла почти вдвое. Это свидетельствует о том, что хотя общее число просмотров слегка уменьшилось, каждый просмотр в среднем "ценнее" по активности пользователей - зрители чаще оставляют комментарии и особенно чаще делятся видео", - говорят в Ассоциации.
Каким компаниям сегодня стоит идти в TikTok
По словам инфлюенс-директора Go Influence Катерины Хербер-Мосяга, TikTok "находится на кончиках пальцев у маркетологов" с конца 2024 года. "Пользовательский функционал начал потихоньку возвращаться. Сейчас без каких бы то ни было сложных манипуляций мы можем загружать ролики на площадку, можем видеть мировую ленту", - сказала она, слова эксперта привели в пресс-службе АБА.
По словам эксперта, TikTok стал топ-1 соцсетью по скачиваниям в РФ на начало 2025 года в различных платформах и подборках. Тесты рекламных кампаний на март 2025 года продемонстрировали большую вовлеченность аудитории.
По словам специалиста, сейчас идти в TikTok имеет смысл рекламодателям, готовым к тесному диалогу на равных со своей целевой аудиторией, брендам с ядром аудитории 16-30 лет, компаниям, способным включать "человека от бренда" в комментарии, готовым к неэстетичному контенту.
"Данные за последнее время не показывают взрывного роста популярности TikTok в русскоязычном сегменте - скорее наблюдается стабилизация общего интереса. Что в совокупности с ограничениями для пользователей, держащимися уже 3,5 года скорее говорит о живучести социальной сети в РФ. Впрочем, есть осторожный оптимизм, что данные за полный 2025 год превзойдут данные 2023 и 2024 года по всем показателям: просмотрам, лайкам, репостам и комментариям", - заключили в АБА.