Чем опасны "шаурмичные" заправки: мобильные АЗС возьмут под контроль

В ближайшую осеннюю сессию Госдума РФ может рассмотреть законодательные инициативы, связанные с устранением правового вакуума, в котором оказались контейнерные автозаправочные станции (АЗС). В последнее время их число растет, что, по мнению экспертов, без должного регулирования и госконтроля чревато авариями. Кроме того, полулегальный бизнес лишает бюджет миллиардов рублей налоговых поступлений. Что сегодня происходит на этом рынке и как предлагается навести на нем порядок — в материале ТАСС
Редакция сайта ТАСС
11 июня 2025, 06:00

Как появились мобильные АЗС

Мобильные контейнерные АЗС начали использоваться в начале 2010-х годов для заправки транспортных средств на территориях предприятий. Впоследствии эта идея трансформировалась — так называемые "бочки" получили дополнительное оборудование, в том числе программное обеспечение, позволяющее бухгалтерии предприятий оценивать количество потребляемого топлива. "В какой-то момент предприимчивым людям пришло в голову добавить к колонке кассу. Не запрещено? Значит — разрешено. Так в середине прошлого десятилетия появились первые автоматические мобильные АЗС с заправочными модулями (колонка с "пистолетом", оборудование для считывания банковских карт и приема наличных и касса)", — рассказал ТАСС руководитель группы компаний "Стандарт" Александр Вахрушин.

Поначалу такие заправки устанавливались только на предприятиях, однако во время Чемпионата мира (ЧМ) по футболу 2018 года предприниматели в Татарстане получили разрешение от мэрии Казани разместить мобильные АЗС вдоль трассы и в других популярных локациях. "После окончания летнего сезона многие контейнерные заправки убрали. Но некоторые, соответствовавшие регламенту размещения стационарных АЗС, действуют до сих пор. Через какое-то время этот опыт уже без соблюдения техрегламента стал распространяться и в других регионах", — говорит эксперт.

Как заявил ТАСС заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы РФ Юрий Станкевич, в отличие от стационарных АЗС, мобильные зачастую не соблюдают требования, прописанные в законодательстве и нормативных актах. Вот неполный перечень наиболее распространенных правонарушений, которые перечислил депутат: несоблюдение правил предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), нарушение требований пожарной безопасности, в том числе игнорирование противопожарных расстояний до граничащих с АЗС объектов, нарушения в области охраны окружающей среды, использование земельных участков без разрешения.

Расплата за халатность

"К сожалению, расплатой за небрежное обращение с топливом являются жизни и здоровье людей. За последние пять лет таких ЧС по стране десятки (Москва и Московская область, Чечня, Дагестан, Самара, Ульяновск, Томск и так далее). Речь идет о нефтепродуктах, взрыве газомоторного топлива, в том числе во время перекачки из грузовой цистерны в емкости АЗС", — отметил депутат.

Александр Вахрушин подчеркивает, что по правилам эксплуатации АЗС должны располагаться на расстоянии не менее 100 м от жилых помещений, торговых центров, складов и других мест скопления людей. "А они (владельцы мобильных АЗС — прим. ТАСС) ставят свои заправки буквально на крыши автомоек или шиномонтажей, рядом с магазинами и кафе", — говорит он. Такие нарушения чреваты большим числом жертв.

Только осенью прошлого года из-за нарушения правил размещения и эксплуатации в результате взрывов на АЗС в Чечне и Дагестане погибли 17 человек, десятки получили ранения. Годом ранее взрыв на заправке в Махачкале унес жизни 37 человек. Во всех случаях не соблюдались нормы расстояний от резервуаров до дороги и топливораздаточных колонок. Вместимость цистерн превышала допустимое значение, при этом датчика переполнения не было.

"Зачастую они стоят в тех местах, где земля оформлена под что угодно, только не под АЗС. Иногда и рядом с обычными заправками. Хранение такого количества топлива без постоянного персонала (мобильные АЗС работают по принципу самообслуживания — прим. ТАСС) может привести и к пожару, и к взрыву", — констатирует зампредседателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", автор Telegram-канала Oilfly Дмитрий Гусев.

Секрет популярности

Официальных данных о количестве мобильных АЗС в России нет. Однако, как говорит Юрий Станкевич, "судя по отзывам, которые поступают в Государственную думу от органов исполнительной власти субъектов РФ, в масштабах страны смело можно говорить о тысячах единиц, то есть это уже заметные игроки на рынке нефтепродуктообеспечения". Дмитрий Гусев оценивает число контейнерных АЗС в 3–5 тыс. Для сравнения: общее количество стационарных заправок в стране — около 29 тыс.

При этом, по словам экспертов, число мобильных заправок в последние годы стремительно растет. "Сегодня мы наблюдаем взрывной рост количества таких станций", — утверждает Юрий Станкевич. Об этом можно, в частности, судить по выросшему спросу на контейнеры. "Если раньше заказ на них был на месяц вперед, то сейчас уже на три-четыре месяца", — добавляет Дмитрий Гусев.

"В условиях ценовой конъюнктуры (цены на сырую нефть, биржевые и оптовые цены на нефтепродукты) розничная торговля сегодня приносит устойчивую прибыль. Плюс затраты на введение в эксплуатацию контейнерной АЗС, ее обслуживание несоизмеримо меньше, нежели традиционная станция. Цены на контейнер у производителя составляют 1–3 млн рублей в зависимости от технических характеристик. Строительство полноценной АЗС в рамках дорожной сети, включая приобретение участка, подключение электроэнергии и так далее, — от 80 млн рублей", — отмечает Юрий Станкевич.

По словам Александра Вахрушина, собственники контейнерных АЗС имеют возможность сделать покупателям скидку примерно в 7 рублей за литр топлива: "Себестоимость 92-го бензина, приобретаемого ими по оптовой цене, составляет около 40 рублей за литр. Затрат, в том числе на персонал, у них почти нет. Экономия идет и на эквайринге, поскольку оплата производится чаще всего наличными или с помощью переводов. То есть по сравнению со стационарными АЗС расходы мобильных стремятся к нулю. И можно себе позволить продавать литр бензина за 48 рублей, в то время как на расположенной по соседству обычной заправке цена будет около 55".

Ущерб для автомобилистов и бюджета

Как говорит эксперт, качество топлива на контейнерных заправках, вопреки стереотипам, зачастую неплохое — мобильным АЗС невыгодно торговать суррогатом, так как маржинальность бизнеса и так высока. Правда, если после заправки двигатель выйдет из строя, предъявлять претензии будет некому. Кроме того, указывает Дмитрий Гусев, есть высокая вероятность недолива топлива, поскольку такие станции, как правило, не оборудованы средствами измерения.

Однако главный риск — это, конечно, отсутствие гарантий элементарной безопасности. "Там нет огнетушителей, площадки не подготовлены. Вполне распространены случаи, когда на заправку приезжает мотоциклист с зажженной сигаретой или когда человек заливает бензин в пластиковую тару, что категорически запрещено и очень опасно, особенно в жару. Но там отсутствует персонал, который бы за этим следил. И ни сам хозяин, ни государство это не контролируют", — говорит Александр Вахрушин.

Эксперты признают, что установка контейнерных АЗС могла бы быть оправдана на территориях, удаленных от ближайших стационарных заправок на десятки километров, однако "в чистом поле" их, как правило, не ставят. "Напротив, зачастую контейнер ставится там, где уже есть две-три стационарные заправки и высока проходимость. Мы их даже прозвали "шаурмичными", — шутит Вахрушин. По его словам, ненадежность мобильных АЗС выражается еще и в том, что в период невыгодных для себя оптовых цен на топливо они могут в одночасье закрыться на несколько месяцев, чего не может себе позволить ни одна стационарная заправка. Таким образом, никакой социальной функции такие АЗС не выполняют, соглашается Дмитрий Гусев.

По приблизительной оценке Александра Вахрушина, только одна мобильная АЗС недоплачивает в бюджет около 3,6 млн рублей в год. В пересчете на 5 тыс. заправок ежегодный недополученный годовой доход бюджета от налоговых поступлений со стороны этого сегмента составляет около 18 млрд рублей. Юрий Станкевич также подтверждает, что мобильные АЗС нередко нарушают федеральный закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Продолжат работать не все

"Парадоксально, но факт — сегодня ни на федеральном, ни на региональном уровнях не ведется системная работа по определению мест размещения автозаправочных станций любого типа в зависимости от состояния и перспектив развития дорожной инфраструктуры, динамики автопарка, наличия логистических возможностей оптовой доставки нефтепродуктов до места розничной реализации и так далее", — говорит Юрий Станкевич.

По его словам, такой пробел ввиду значения нефтепродуктов для экономики и обеспечения нормальной жизнедеятельности людей должен быть ликвидирован. В первую очередь, считает депутат, необходимо обязать региональные органы государственной власти утверждать схемы размещения объектов розничной торговли нефтепродуктами. "Начало эксплуатации любой АЗС должно сопровождаться получением соответствующего разрешения от органов госвласти", — полагает он.

При этом на дорогах общего пользования, скоростных магистралях и в пределах улично-дорожной сети населенных пунктов акцент по-прежнему должен делаться на традиционные АЗС, оказывающие комплекс сопутствующих услуг, продолжает Станкевич. Контейнерные АЗС, по его мнению, имеют право на жизнь, но должны устанавливаться в качестве временных объектов вдали от населенных пунктов в случаях, если строительство обычной АЗС там не представляется возможным по экономическим или техническим причинам. "Такое решение было реализовано в качестве временной меры при запуске в эксплуатацию трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург", — приводит депутат пример.

В настоящее время происходит сбор предложений со стороны участников рынка, представителей органов власти и профильных ведомств. Законопроект, который будет регулировать деятельность мобильных АЗС, может быть внесен на рассмотрение Госдумы уже в ближайшую осеннюю сессию.

Евлалия Самедова