МОСКВА, 28 июня. /Корр. ТАСС Мария Амирджанян/. Министерство транспорта РФ может разрешить авиакомпаниям спрямление авиамаршрутов - практику, предусматривающую отклонение самолета от изначально заданного маршрута. Замминистра транспорта Валерий Окулов поручил Росавиации подготовить обоснованные предложения для легализации такой практики. Это следует из протокола совещания (копия есть у ТАСС) у замминистра, которое прошло в начале июня.
Спрямление маршрутов, а значит и сокращение длительности полетов, может способствовать значительной экономии средств авиакомпаниями. В частности, заместитель генерального директора S7 Дмитрий Куделькин заявлял, что сокращение продолжительности каждого рейса на 5 минут даст отрасли 15 млрд рублей в год.
"Росавиации подготовить и направить в Минтранс России обоснованные предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты для реализации возможности "спрямления" маршрутов обслуживания воздушного движения при осуществлении полетов воздушных судов в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО", - говорится в протоколе совещания.
Направить предложения в Минтранс Росавиация должна была до 23 июня. В министерстве оперативный комментарий не предоставили. Официальный представитель Росавиации отказался пояснить, представлены ли сейчас такие предложения в Минтранс. Однако он отметил, что Росавиация поддерживает введение такой практики.
"Росавиация поддерживает инициативу эксплуатантов, и всегда выступала за гибкое и эффективное использование воздушного пространства в интересах всех его пользователей. Вместе с тем действующие нормы воздушного законодательства требуют заблаговременного согласования полетов вне маршрутов ОВД (обслуживания воздушного движения - прим. ред.) с другими структурами. Очевидно, что изменение существующего порядка потребует глубокого анализа и тщательной проработки нормативно-правовых актов с учетом всех заинтересованных сторон", - сказал ТАСС официальный представитель Росавиации.
Вопрос о спрямлении авиамаршрутов начал активно обсуждаться после того, как один из диспетчеров петербургского филиала Госкорпорации по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД, курирует деятельность всех диспетчеров) написал письмо руководителю Росавиации Александру Нерадько с просьбой разъяснить правила спрямления маршрутов - на данный момент их можно трактовать двояко.
Заместитель руководителя Росавиации Александр Ведерников в ответном письме (копия есть у ТАСС) заявил, что "воздушное законодательство РФ не предусматривает (в стандартных случаях) возможности выполнения полета вне маршрута ОВД". После этого, как утверждает источник ТАСС, все диспетчерские центры прекратили практику спрямления в верхнем воздушном пространстве (выше 8100 м).
"С начала мая мы спрямляем авиамаршруты только в форс- мажорных случаях: если на борту стало плохо пассажиру или есть угроза безопасности полетам. Правда, ни в одном авиационном документе нет пояснения, что такое форс- мажорные обстоятельства", - подчеркнул собеседник агентства.
Согласно протоколу совещания, отказ Росавиации в разрешениях от органов ОВД на спрямление маршрутов "связан с отсутствием соответствующих требований воздушного законодательства РФ". При этом представители Минтранса на совещании отмечали, что в законодательстве отсутствуют и запреты на отклонение от установленных маршрутов, соответственно, при существующей нормативно-правовой базе спрямление тоже возможно.
Авиакомпании поддерживают инициативу разрешить им спрямление маршрутов по экономическим причинам. Как отмечается в протоколе, на совещании присутствовали представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, авиакомпаний "Аэрофлот", "Сибирь", UTair, "России", "Якутия", "Руслайн" и "Таймыр". UTair и "Аэрофлот" в ходе совещания заявляли об "экономической целесообразности спрямления маршрутов ОВД".