МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Россия с 1 июля официально переходит на использование топлива экологического стандарта не ниже Евро-5, таким образом, завершая процесс, который начался в 2011 году. Инициатива подтолкнула компании направить многомиллиардные инвестиции в модернизацию переработки.
Согласно четырехсторонним соглашениям, подписанным в 2011 году Росстандартом, Ростехнадзором, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ и компаниями, нефтекомпании должны были полностью перейти на выпуск топлива стандарта Евро-5 с начала 2016 года. Однако в октябре 2015 года было принято решение продлить сроки обращения Евро-4 до 1 июля 2016 года. Отсрочка была связана с опасениями Минэнерго, что предприятия не успеют модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы и на рынке может возникнуть дефицит.
История вопроса
Проблема загрязнения окружающей среды и обочин автомобильных дорог оксидами тяжелых металлов стала остро подниматься еще несколько лет назад. И в России началась поэтапная программа перехода на более экологически чистое топливо.
С 2013 года в России запрещено использование автобензинов и дизтоплива ниже стандарта Евро-3, затем был осуществлен переход на Евро-4. С 2016 года в Таможенном союзе вступил в силу запрет на оборот топлива ниже Евро-5.
В Европе использование низкокачественного топлива ограничено с 2009 года из-за серьезного негативного влияния на окружающую среду. Стандарт Евро-5 предполагает пятикратное снижение в топливе сернистых соединений, а также уменьшение токсичности выхлопных газов.
Модернизация производства
Масштабная модернизация нефтеперерабатывающих производств потребовала от нефтяных компаний значительных капитальных вложений.
По словам директора департамента нефтепереработки и газа Минэнерго РФ Михаила Грязнова, с 2011 года на комплексную модернизацию НПЗ нефтяными компаниями затрачено около 1 трлн рублей.
Минэнерго прогнозирует, что и в 2016 году инвестиции компаний в нефтепереработку в России не сократятся, а останутся на уровне 2015 года - 214 млрд рублей.
Полная готовность
При этом многие российские компании завершили подготовку к выпуску Евро-5 раньше установленного срока. Лидером в этом вопросе стал "Лукойл", первым завершивший переход на Евро-5 - с 2012 года.
"Газпром нефть" начала производство топлива стандарта Евро-5 в 2013 году, а по итогам 2014 года 93% всех высокооктановых бензинов компании и 94% дизельных топлив соответствовали этому стандарту.
"По итогам 2015 года все топливо производства НПЗ "Газпром нефти" соответствует стандарту Евро-5", - сказал ТАСС представитель компании.
С прошлого года топливо только высшего экологического класса реализуют и в розничной сети "Роснефти".
"В минувшем году все НПЗ "Роснефти" раньше установленного срока полностью перешли на выпуск для российского рынка автобензинов и дизельного топлива высшего экологического класса Евро-5. Объем инвестиций в нефтепереработку и нефтехимию в 2015 году составил около 108 млрд руб.", - сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
"Башнефть" завершила переход нефтеперерабатывающих мощностей на выпуск топлива класса Евро-5 в первом квартале 2016 года. Согласно открытым данным, с июля 2012 года через розничную сеть компания продает только топливо Евро-5.
По итогам 2015 года стандарту Евро-5 соответствовали 95,7% произведенных автобензинов и почти 100% дизтоплива "Башнефти". В первом 2016 года стандарту Евро-5 соответствовали уже 100% выпускаемых автобензинов и дизтоплива.
"Татнефть" намерена полностью обеспечить сеть фирменных автозаправочных бензином собственного производства стандарта Евро-5 в 2018 году, а выпуск планируется начать уже в этом.
Ранее генеральный директор "Татнефти" Наиль Маганов рассказал ТАСС, что в 2017 году компания выпустит порядка 1 млн тонн своего бензина, а в 2018 году увеличит производство до 1,8 млн тонн, что полностью обеспечит потребности "Татнефти".
Выпуск бензина будет налажен на входящем в структуру "Татнефти" комплексе "Танеко". В настоящее время комплекс выпускает преимущественно авиационное и дизельное топливо.
Дефицита на рынке автобензинов нет, рост цен не ожидается
В процессе перехода к использованию более экологического топлива возникали опасения, что после ограничения использования топлива стандарта Евро-4 может возникнуть дефицит автобензинов на рынке и, как следствие, рост цен. Однако пока эти опасения не подтверждаются.
По последним данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, производство бензина в России в январе - мае 2016 года увеличилось на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составило 16,308 млн тонн.
ФАС России не видит предпосылок для дальнейшего роста цен на бензин после двойного повышения акцизов.
По мнению начальника управления регулирования топливно- энергетического комплекса ведомства Дмитрия Махонина, бензин в летний сезон традиционно подорожал, но рынок остается стабильным.
В ФАС уверены, что в этом году цена на бензин "должна подрасти если и выше прошлогоднего показателя (5% - прим. ред.), то незначительно, и то это будет связано, прежде всего, с ростом акцизов".