Все новости

Исследование: экспорт российских компаний через интернет в 2016 г. превысит $2 млрд

Согласно данным исследования, проведенного компаниями PayPal и Data Insight, внутренний рынок онлайн-торговли теми же товарами и услугами в России по итогам 2016 г. превысит $20 млрд

МОСКВА, 5 октября. /Корр. ТАСС Екатерина Казаченко/. Объем экспорта розничных товаров и услуг через интернет из России в другие страны в 2016 г. превысит $2 млрд. О таких результатах исследования сообщили ТАСС глава PayPal в России Владимир Малюгин и сооснователь исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин.

Исследование было проведено в конце лета 2016 г. с помощью онлайн-опроса 2,7 тыс. российских предпринимателей (большинство из которых представители малого и среднего бизнеса), продающих товары через интернет за границу. Кроме того, в подготовке исследования использованы экспертные интервью и собственные данные PayPal и Data Insight.

Согласно данным исследования, показатель розничного интернет-экспорта в 2016 г. на 32% больше аналогичного показателя за 2015 г. Внутренний рынок онлайн-торговли теми же товарами и услугами в России по итогам 2016 г. превысит $20 млрд, однако темп его роста примерно вдвое ниже темпов роста интернет-экспорта.

Малюгин отметил, что российские товары и услуги покупают во всем мире. При этом наибольший объем платежей за них поступает из Северной Америки (в 2016 г. это 42,1% всех платежей), Западной Европы (в том числе Германии и Великобритании, всего 30,8%) и Азиатско-Тихоокеанского региона (12,2%). Доля экспорта в страны бывшего СССР в общем его объеме небольшая, как и доля покупателей из Китая.

Что покупают иностранцы в России через интернет

Чаще всего жители других стран покупают в российских интернет-магазинах цифровые товары и игры (35% общего объема), отметил глава PayPal в России. На втором месте по популярности находятся услуги в сфере путешествий (отели, билеты), на их долю приходится примерно четверть всех покупок в денежном выражении. Еще 23% занимают "физические" (материальные) товары, в том числе одежда и обувь, предметы ручной работы и уникальные изделия, автозапчасти и электроника. Таким образом, на них приходится примерно полмиллиарда долларов в общем объеме российского интернет-экспорта в 2016 г.

По мнению Вирина, объем онлайн-экспорта материальных товаров в 2017 г. вырастает "чуть более чем в два раза". Самой быстрорастущей категорией среди экспортируемых материальных товаров являются товары ручной работы и уникальные вещи (авторские предметы, а не сувениры).

Показатель среднего чека для контента (игры, музыка, книги) составляет "от нескольких десятков до нескольких сотен рублей". Российские "физические" товары обходятся иностранным покупателям в среднем в 5 тыс. рублей, в то же время стоимость различных услуг (например, переводы, программирование, разработка дизайн-проектов) стоит "заметно более 10 тысяч рублей". Вирин пояснил, что эти показатели среднего чека по категориям актуальны для покупателей из Америки и Европы, а вот средний чек китайских покупателей в российских интернет-магазинах вдвое выше в таких сферах, как услуги и "физические" товары.

Малюгин отметил, что для более 70% покупателей в интернете самым главным фактором при выборе является цена, при этом половине покупателей не важно, в какой стране они покупают товар или услугу. По его мнению, тех, кто покупает российские товары через интернет, проживая за пределами РФ, можно разделить на две категории. "Люди, для которых русский язык является либо родным, либо вторым (их около 180 млн человек), чаще покупают контент, их интересуют музыка, книги, услуги соцсетей на русском языке. Другая категория покупателей - обычные иностранцы, не связанные тесно с Россией, они чаще совершают покупки в категориях travel и уникальных товаров", - пояснил он.

Типичный российский онлайн-экспортер

По данным исследования, традиционно российская компания, которая продает какой-либо товар или услугу иностранным покупателям через интернет, является представителем малого и среднего бизнеса (МСБ). Две трети опрошенных предпринимателей, занимающихся онлайн-экспортом, находятся вне Москвы и Московской области. Причина такого распределения может заключаться в том, что размер региональных рынков не так велик, как в Москве. При этом компаниям из регионов требуются примерно одинаковые усилия для выхода как на столичный рынок, так и на рынки других стран, предположил Малюгин. В то же время на внутреннем e-commerce рынке 60% продавцов - из столицы.

Половина компаний в российском e-commerce моложе трех лет, а 36% были созданы либо в этом, либо в прошлом году. По мнению Вирина, в развитии экспортной онлайн-торговли три года назад произошли заметные изменения, и с того времени количество новых компаний постоянно растет. При этом шанс на успех за границей имеют как крупные, так и небольшие компании.

Глава PayPal в России рассказал, что среди российских предпринимателей из сферы МСБ, продающих свои товары через интернет, есть немало экспорто-ориентированных компаний. В их числе пермский производитель чехлов для камер GoPro - New Woodman (по данным самой компании, доля продаж за рубеж в общем объеме составляет 96,2%), московская компания Grey-shop, которая производит одежду для активного отдыха и поставляет ее, в том числе, в Голливуд (90% всех продаж по информации производителя - заграница). Питерские дизайнеры свадебных платьев Milamira продают в среднем 250 платьев в год, из них более 70% идет в другие страны (данные предпринимателя). В северной столице также делают кроссовки на экспорт (компания Afour, согласно ее собственным данным, продает 250-270 пар в месяц, 15% из них - иностранным покупателям). А в Московской области есть производитель солнечных очков в деревянной оправе Woodsun, который заявил, что продает 150-200 пар в месяц, в основном, покупателям в Петербурге и Москве, но также и в других странах.

Страхи и надежды

Главной сложностью при продаже за границу через интернет является логистика: так думают 31% опрошенных, рассказал Малюгин. Для 27% предпринимателей-респондентов трудности вызывает языковой барьер: многие (особенно в регионах) чувствуют, что в недостаточной степени владеют иностранным языком для общения с покупателями. По словам главы PayPal в России, четверть опрошенных уверены, что одним из факторов, сдерживающих развитие онлайн-экспорта, является нехватка доверия, "гарантом" которого в этом случае может выступать PayPal. 19% российских онлайн- продавцов видят препятствие в получении платежей из-за границы.

Однако обозначенные факторы не останавливают российских онлайн-предпринимателей: большая часть - 93% опрошенных, несмотря на сложности, видят перспективу в зарубежных рынках. Примерно половина компаний полагают, что в развитии трансграничных продаж им могло бы помочь наличие партнеров в других странах, еще треть надеются на подробную информацию о зарубежных рынках. На упрощение таможенных процедур и законодательства, регламентирующего сферу платежей, рассчитывают 27% и 24% опрошенных соответственно.

Малюгин полагает, что "в ближайшие год-два насыщения рынка интернет-экспорта не произойдет, и темпы роста в денежном выражении сохранятся на уровне 32%, поскольку потенциал роста огромный". Однако все зависит еще от макроэкономических факторов, уточнил он. Глава PayPal видит потенциал для продажи российских товаров через интернет в Азиатско-Тихоокеанский регион.