Все новости

"Яндекс" и Mail.ru выступили с критикой законопроекта о регулировании OTT-сервисов

Авторы (копия есть в распоряжении ТАСС) отмечают, что воспринимают данную инициативу негативно, поскольку "не ясны цель регулирования и правоотношения, которые нуждаются в регулировании"

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Интернет-компании "Яндекс" и Mail.ru Group направили министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову письмо, в котором критикуют законопроект Медиа-коммуникационного союза (МКС), предусматривающий меры регулирования OTT-сервисов (мессендежеров и онлайн-кинотеатров).

Авторы (копия есть в распоряжении ТАСС) отмечают, что воспринимают данную инициативу негативно, поскольку "не ясны цель регулирования и правоотношения, которые нуждаются в регулировании". "Текущее законодательство в полной мере охватывает формирующиеся в этой сфере правоотношения, а также интересы государства в вопросах безопасности. Предлагаемый МКС проект кажется избыточным и лишь затрудняющим работу российских сервисов и развитие интернет- индустрии в целом", - говорится в письме.

"Яндекс" и Mail.ru опасаются, что "подобное регулирование ухудшает инвестиционный климат в области интернет-сервисов". По их мнению, предложенные меры будут "способствовать снижению темпов роста инновационной составляющей российской интернет-отрасли, а также приведут к общей деградации отрасли, вызвав отток пользователей к ресурсам, не попадающим под действие данного регулирования".

В "Яндексе" и Mail.ru подтвердили ТАСС, что направили письмо министру. В Минкомсвязи России агентству заявили, что "готовы рассмотреть" это письмо.

Уход иностранных инвесторов

Одним из основных недостатков законопроекта МКС интернет-компании считают ограничение иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах уровнем в 20%. "(Это) будет способствовать снижению доступности легального контента, уходу зарубежных инвесторов с российского рынка", - утверждают они.

При этом, по мнению "Яндекса" и Mail.ru, отсутствие конкуренции приведет к ухудшению качества сервисов и деградации рынка в этой части. "Многие российские сервисы, которые только вышли на рынок и начали развиваться, имеют иностранные инвестиции, с чем и связано присутствие иностранных компаний среди их владельцев. Необходимость реструктуризации собственников может привести к оттоку инвестиций и, как следствие, к их уходу с российского рынка", - полагают интернет-компании. Таким образом, доступ российских пользователей к лицензионному видеоконтенту будет ограничен, и они переключатся на пиратские ресурсы, отмечается в письме.

Право на анонимность

Также интернет-компании недовольны предложенными в законопроекте принципами идентификации пользователей.

"Законопроект устанавливает ограничения для сервисов в способах взаимодействия с пользователем и навязывает сервисам универсальные правила идентификации. Так, предлагается проводить идентификацию пользователей при обмене сообщениями в сети по номеру мобильного телефона без учета того, что далеко не все пользователи имеют договор с оператором сотовой связи", - уточняют они. Авторы письма отмечают, что существующее законодательство уже регулирует коммуникации, а "избыточные нормы только усложнят, ограничат работу сервисов и спровоцируют отток пользователей к иностранным проектам".

Предложенные в законопроекте меры отменяют право граждан на анонимность между собой в интернете, напоминают авторы письма. "Пользователи не смогут оставлять сообщения в сети без предварительной идентификации, а это напрямую нарушает их конституционные права", - резюмируют они.

Некорректности и неточности

Распространение требований для аудиовизуальных сервисов на поисковые системы (исключая сервисы с пользовательским контентом и соцсети) является некорректным и технически невыполнимым, полагают авторы письма. На исключения из правил - UGC-сервисы (сервисы с пользовательским контентом, User-generated content) и соцсети - как раз приходится основная доля формируемого и распространяемого видеоконтента, считают они.

В то же время сами поисковые системы не размещают и не распространяют контент, и предложение возложить на них обязанности, например, по премодерации контента "противоречит здравому смыслу". "В поисковых результатах видео всегда воспроизводится с сайта-источника, к которому сами поисковые системы никакого отношения не имеют", - отмечают "Яндекс" и Mail.ru, поясняя, что поисковые системы не могут классифицировать контент и оценивать его содержание, в том числе на предмет соответствия законодательству.

Кроме того, интернет-компании опасаются, что расплывчатые и неточные формулировки могут привести к тому, что любой сервис в сети интернет может быть отнесен к мессенджерам (если он обладает функциями обмена сообщениями - например, на форумах или в отзывах) или к аудиовизуальным сервисам (при наличии какого-либо видеоконтента, например, рекламы). "С учетом того, что такие сервисы уже в достаточной степени регулируются нормами законодательства, не ясен смысл новых ограничений, которые лишь усложнят работу сервисов", - резюмируют авторы письма.

Теги