Все новости

Такси на тот свет: ошибка водителя стоила жизни пенсионеру

В Ленинградской области мужчина умер от обморожения, после того как таксист привез его не по адресу

Следственный комитет РФ по Ленинградской области проводит проверку инцидента, произошедшего в минувшие выходные в Санкт-Петербурге. Наталья Кёсеги вместе со своим отцом, 77-летним Львом Гридюшко, была в поликлинике. После приема у врача, девушка вызвала для отца такси "Везет" (входит в федеральную сеть RuTaxi). В 19 часов Кёсеги посадила мужчину в подъехавший автомобиль, расплатилась с таксистом и назвала адрес: улица Заречная в поселке Иннолово Ленинградской области. Сама же девушка осталась в Санкт-Петербурге. Водитель "забил" указанный адрес в навигатор. По иронии судьбы система показала таксисту дорогу к улице с таким же названием в другом поселке — Райкузи, который находится в двух километрах от Иннолово. Туда пенсионера и привезла машина. По данным СМИ, водитель такси помог дедушке выйти и уехал. 

Через некоторое время родственники Гридюшко, которые ждали его в Иннолово, позвонили Кёсеги и сообщили, что ее отец так и не приехал. Девушка позвонила в "Везет", но диспетчер отказалась соединять ее с водителем, однако подтвердила, что таксист завершил поездку и повез других клиентов. Кёсеги обратилась в полицию, оперативники начали "прочесывать" поселок Иннолово, но никаких следов мужчины найти не удалось.

Связаться с таксистом удалось только в 14 часов следующего дня. Водитель рассказал, что вел автомобиль по навигатору, и отвез полицейских на то место, где высадил пассажира. Это действительно была улица Заречная, но не в Иннолово, а в Райкузи. Недалеко от места высадки было обнаружено тело Льва Гридюшко, который погиб от обморожения.

На сайте следственного управления Следственного комитета РФ по Ленинградской области (СУ СК) сообщается, что пассажир сам вышел из машины, из-за того что водитель продолжительное время не мог найти адрес места назначения. "В настоящее время следователями принимаются меры к установлению условий оказания потерпевшему услуг такси, а также конкретные обстоятельства его нахождения в автомобиле, в том числе причины выхода пассажира из автомобиля. Процессуальное решение будет принято по результатам доследственной проверки и медицинского судебного исследования тела", — сообщает СУ СК.

Дочь погибшего Наталья Кёсеги, которая сажала его в машину такси, писала в социальных сетях, что диспетчеры такси отказались связываться с водителем и давать его контакты и самой Наталье, и полицейским.

В диспетчерской службе RuTaxi в Санкт-Петербурге на момент публикации текста получить комментарий не удалось.

Ответственность никто не понесет?

Сергей Арташкин, таксист, работающий с диспетчерской службой RuTaxi, считает, что в данном случае привлечь к ответственности скорее всего не получится ни таксиста, ни диспетчерскую службу. "Ситуация в том, что RuTaxi — это не таксомоторная компания, она оказывает только информационные услуги, то есть связывает водителя, который хочет отвезти пассажира, и самого пассажира, который готов за это заплатить. Номер телефона водителя — это его персональные данные. Дать его пассажиру диспетчер может только в исключительных случаях, например в случае, если человек забыл в машине какую-то вещь. И то для этого пассажиру нужно приехать в офис и написать заявление", — уверен Арташкин. По его словам, в данной ситуации все стороны выполнили свои обязательства: диспетчерская служба связала водителя такси с Кёсеги, таксист привез пассажира. "Если никаких жалоб со стороны пожилого мужчины или женщины, которая вызывала такси, в течение короткого времени нет, то поездка считается законченной и все обязательства сторон друг перед другом выполнены. Я знаю о случае, когда клиент вызвала такси в аэропорт, а машина привезла ее в район с названием Аэропорт. Женщина расплатилась, вышла и только потом поняла, что приехала не туда и уже не успевает на свой самолет. Она обратилась в суд, но проиграла дело, потому что было доказано, что поездка была в светлое время суток, и пассажир сама должна была понять, что ее везут не туда, и сказать об этом водителю", — рассказал Арташкин.

Юрист Вадим Малуха тоже думает, что и водитель, и диспетчерская служба легко отделаются. "Вряд ли тут будут какие-то уголовные дела, разве что удастся доказать факт преступной халатности. Но думаю, что самое большее, что может грозить в этой ситуации водителю и диспетчеру, — это выговор или увольнение. Можно попытаться взыскать с диспетчерской службы какую-то компенсацию, но вряд ли это поможет родственникам погибшего".

Источник, близкий к руководству одной из компаний такси, сообщил, что некоторые диспетчерские службы или агрегаторы не интересуются наличием у водителя лицензии на перевозку пассажиров. "Иногда компании заключают с водителями простой договор об информационном обслуживании. О том, может ли человек работать таксистом, открыл ли он ИП на свое имя или нет, такие компании предпочитают не задумываться". По мнению источника, привлечь кого-либо к ответственности в этом случае будет крайне сложно.

Такси на телефоне

Пресс-секретарь компании Gett Алена Балакирева в разговоре с ТАСС заявила, что диспетчерская служба не обязана давать клиентам номер телефона водителя после завершения поездки, так же как и водитель не может получить номер пассажиров. "У нас есть служба поддержки с круглосуточным контакт-центром, и в экстренных ситуациях операторы могут сами связаться с водителем и отпеленговать его местонахождение по фактическому местонахождению гаджета с приложением. Конечно, мы пойдем навстречу в экстренном случае". К слову, службы поддержки в том или ином виде есть у всех основных операторов такси. 

Мы подготовили ответы на частые вопросы о безопасности в такси.

Какое такси вызывать?

?

Мы не будем указывать конкретных брендов. Многие таксомоторные компании сейчас имеют приложение для телефона, в котором видно, где едет машина в настоящий момент. Часто такие компании после поездки присылают на почту квитанцию, в которой указывается маршрут поездки, а также данные водителя — его Ф. И. О., фотография, марка и номер машины. Такая поездка будет безопаснее, чем через классический звонок диспетчеру. И уж точно не стоит ловить машину "от бордюра", то есть поднятием руки. Даже если машина имеет характерную желтую раскраску и название известного такси на борту.

Почему? Это же официальное такси?

?

В тот момент, когда водитель едет не по маршруту, он может не включить таксометр, и система не отметит вас. Соответственно, "история" этой поездки нигде не сохранится, и предъявить претензии, например, в случае если цена будет завышена, вы не сможете никому. В большинстве случаев люди, сидящие за рулем желтых машин, не являются сотрудниками компаний, они индивидуальные предприниматели (ИП), заключившие договор с сервисом-агрегатором, который связывает водителя и пассажира. Такие компании чаще всего оказывают исключительно информационные услуги. Некоторые сервисы даже не проверяют, есть у водителя лицензия на перевозку пассажиров или нет. 

А зачем мне его лицензия, мне важна поездка, а не "шашечки"?

?

Возможно, что вы доедете без приключений. Но гарантий никто не даст. Таксист, не являющийся ИП и работающий без лицензии, не несет никакой ответственности, и вся поездка — это ваш личный риск.

То есть отправлять ребенка, девушку или пожилого человека в такси одних нельзя?

?

Почему же, можно, только пользуйтесь услугами компаний и сервисов, у которых есть приложение. На экране вашего телефона будет видно, как и куда едет машина. Там же будет указан телефон таксиста, по которому вы сможете позвонить, если вдруг что-то пошло не так. Также по окончании поездки вы можете получить на электронную почту квитанцию с указанием маршрута и фактической точкой назначения. Но, как только пассажир выйдет из машины, номер телефона водителя исчезнет с вашего экрана. 

Я забыл в машине ценную вещь. Что мне делать?

?

Позвоните или напишите в службу поддержки компании, через которую вы вызывали такси. У них есть контакт с вашим водителем, и, возможно, вашу вещь вернут. Правда, вам придется доказать, что вы действительно забыли ее в такси. 

Таксист вез меня кругами, пользуясь тем, что я в незнакомом городе!

?

Для того, чтобы подстраховаться, рекомендуем в салоне такси проложить маршрут с помощью навигатора в вашем телефоне. Заранее установите такую программу. Если вам кажется, что водитель везет вас не туда, скажите ему об этом и попросите перестроить маршрут. Таксист обязан вас послушать. Кроме того, после поездки позвоните в службу поддержки такси, и, скорее всего, вам вернут часть денег, а таксиста накажут. 

Моего таксиста остановил гаишник и десять минут его проверял. Мне вернут деньги за простой?

?

Водитель имеет право остановиться в пути только по просьбе клиента, в случае если его остановил сотрудник ДПС или если сломалась машина. Обычно таксисты сами предлагают пересчитать стоимость поездки и вычесть из общей суммы оплату за простой. Если водитель этого не сделал, позвоните или напишите в службу поддержки — вам должны пойти навстречу.

У меня есть инвалидность, или я плохо хожу. Обязан ли таксист помочь мне?

?

Да. Водители такси обязаны помочь вам сесть и выйти из машины. Но будет не лишним предупредить их о вашей ситуации сразу же, как только вам назначат машину. 

Это все, что мне нужно знать о поездке в такси?

?

Соблюдайте обычные правила общения с незнакомцами. Не принимайте от таксиста угощения. Старайтесь следить за дорогой. Не лишним будет отправить номер машины, ее марку и данные водителя друзьям или родственникам. И, конечно, не забывайте пристегнуть ремни во время движения. 

Сергей Круглов