4 октября 2018, 15:07
Партнерский материал

Никита Гусаков: страховка ЭКСАР с точки зрения банков - высший критерий качества

Генеральный директор ЭКСАР Никита Гусаков. ЭКСАР
Генеральный директор ЭКСАР Никита Гусаков

Генеральный директор ЭКСАР, группа РЭЦ, рассказал о страховом экспортном бизнесе и курсе его развития

Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) в 2016 году закрыло крупнейшую сделку в истории своего существования - заключение договора о страховании строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год, расположенного на северо-востоке полуострова Ямал, и дополнительной инфраструктуры: морского терминала и международного аэропорта. Это была первая сделка, реализованная в рамках нового продукта агентства (ЭКСАР) - страхование кредита для финансирования создания экспортно ориентированных производств.

Общий объем финансирования проекта составляет свыше 30 млрд долларов США. Финансирование осуществляет ряд российских и международных инвесторов, кредиторов, а также экспортно-кредитных агентств: China Development Bank, The Export and Import Bank of China, JBIC, SACE.

Для нас особенно важны проекты с высоким экспортным потенциалом. Агентство стремится поддерживать современные высокотехнологичные предприятия. Совместно с международными экспортно-кредитными агентствами мы поддерживаем деятельность экспортного направления крупного российского бизнеса, включая проекты ПАО "Газпром", "Новатэк", "Сибур" и другие.

Со 2 по 5 октября в Северной столице проходит 8-й Петербургский международный газовый форум. В рамках мероприятия Никита Гусаков рассказал, о том, как РЭЦ поддерживает не только крупный бизнес, но и субъекты малого и среднего предпринимательства на внешних рынках, а также каковы механизмы этой поддержки.

- На какую помощь сегодня могут рассчитывать малые и средние предприятия, готовые к экспортным поставкам?

Недавно мы создали новую программу - "Экспортный акселератор", который РЭЦ реализует в рамках нацпроекта по поддержке экспорта. Программа акселератора представляет собой комплексный подход: обучение, менторство (к участию в акселераторе привлекаются компании с успешным практическим опытом), а также помощь, связанная с реальным или потенциальным экспортным контрактом или поставками.

Второе, ключевое направление РЭЦ - оказание онлайн-услуг по предоставлению всей необходимой и полезной информации. На нашем сайте, к примеру, можно скачать типовой контракт, посмотреть, какие ограничения или барьеры существуют в той или иной стране, изучить актуальную экспортную аналитику и т. д. Большая часть материалов открыта для пользователей. Но для получения расширенного доступа к онлайн-продуктам сайта потребуется регистрация на сайте РЭЦ через личный кабинет. Это бесплатная процедура, которая представляет собой обустройство "рабочего места" для будущего экспортера.

Другие востребованные продукты РЭЦ - организация участия компаний в профильных зарубежных выставках. Отдельно мы организуем бизнес-миссии: вывозим представителей компании в страны с перспективным рынком сбыта и организовываем там бизнес-метчинг (серию В2В-встреч с потенциальными партнерами).

- В настоящий момент российский экспорт находится на подъеме. Расскажите, пожалуйста, как меняется в этой связи ваш страховой портфель.

С точки зрения цифр ЭКСАР в 2017 году рост объема страховой поддержки экспортеров составил порядка 20% - примерно пропорционально росту объемов экспорта в целом. У нас высокая корреляция между экспортом и объемом поддержки. В результате по итогам 2017-го мы поддержали экспортный бизнес примерно на $15 млрд, тогда как в 2016-м - на $13 млрд.

- Кредиты по сниженным ставкам позволяют наращивать поставки в развивающиеся страны, где финансирование остается дорогим. Страхование кредитов позволяет уменьшить процентную ставку банков?

Безусловно, потому что наша страховка с точки зрения российского банка является высшей категорией качества. Плюс страховка дает коэффициент 50% на норматив на одного заемщика. В результате банк может выдать больше кредитов одной компании. Кроме этого, у нас есть программа рефинансирования в ЦБ РФ под страховку ЭКСАР. Комбинация этих факторов делает кредит более надежным для банка, и это позволяет финансовым учреждениям снижать ставку. Но нужно понимать, что часть этой разницы уходит на оплату страховой премии. Такой арбитраж возникает либо в силу разницы оценок рисков (допустим, мы оцениваем риск лучше, чем это делает банк, и потому снижаем страховую премию), либо за счет регуляторного арбитража. Если говорить об МСБ, наша стандартная страховая премия для таких компаний - 1,5%. В среднем мы оценивали, что за счет страховки банк может снизить ставку на 3%. Таким образом, эффект для экспортера - примерно 1,5%. Впрочем, это средняя температура по больнице.

- Одним из направлений агентства является страхование политических рисков. Какие риски имеются в виду?

Политические риски, на самом деле, имеют достаточно широкую трактовку: это то, что связано с национализацией, экспроприацией, эмбарго, запретами на конвертацию, на вывод и перевод денежных средств. В том числе санкции. Но надо понимать, что в части политических рисков мы оцениваем риск санкций не против России, а против той страны, чьи риски мы на себя берем. То есть, условно говоря, если к нам пришел российский экспортер страховать риски поставок в Египет, мы в рамках политического риска оцениваем риски этой страны.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее крупных сделках, в которых участвовало агентство в последнее время.

Помимо уже упомянутой сделки по строительству завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения на северо-востоке полуострова Ямал - крупнейшей в истории ЭКСАР, не так давно мы поддержали два больших проекта в Узбекистане. Первый - строительство Ташкентского металлургического завода. Фактически это один из первых больших проектов нового металлургического строительства на постсоветском пространстве. Соответственно, компании группы РЭЦ предоставляли финансирование на строительство завода: Росэксимбанк предоставил кредит под страховку ЭКСАР. Вторым знаковым проектом стала поддержка поставок российского оборудования "Криогенмаша" на узбекский завод по производству синтетических нефтепродуктов. Под страховку ЭКСАР финансирование предоставлял Газпромбанк.

В этом году мы также активно поддерживали предприятия автопрома: работали с иностранными автопроизводителями "Рено", "Ниссан" и, естественно, с российскими компаниями ГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ. Кроме этого, прошла крупная сделка по поставке в Турцию российских вертолетов, которые будут использоваться для пожаротушения.

- Как на деятельности ЭКСАР отражается нынешняя финансовая ситуация?

Я бы сказал, разнонаправленно. Если посмотреть на историю экспортно-кредитных агентств, мы увидим, что такие продукты всегда более востребованны в сложные периоды. Когда все в порядке - страховка никому особо не нужна. Если ситуация усложняется, о страховке начинают вспоминать чаще. В общем, востребованность экспортно-кредитных агентств контрциклична. Второй момент: важна стоимость финансовых ресурсов на рынке. Поскольку страховка удешевляет финансирование, то понятно, что при дорогом финансировании больше востребована страховка, тот дифференциал, который компания может получить. Мы это видим даже по нашему портфелю: пока рублевые ставки были двузначными, банки чаще обращались за страховкой. Когда ставки упали достаточно сильно - обращений стало меньше. Сейчас ставка опять немного повысилась, и если этот тренд продолжится, то и банки снова будут больше пользоваться нашей страховкой. Это позитивная тенденция. Негатив в том, что на нас очень влияет ликвидность на рынке в целом. Условно говоря, чтобы мы могли предложить конкурентоспособные условия по кредиту покупателя, должна быть валютная ликвидность. Однако только за последние несколько месяцев (в том числе из-за санкционных ожиданий) ликвидность существенно ухудшилась, и банки подняли валютные ставки, что безусловно, негативно сказалось на их возможностях финансировать экспорт.

- ЭКСАР активно участвует в международных коллаборациях. Например, недавно прошла очередная встреча руководителей экспортных кредитных агентств стран БРИКС. Поясните, что дает такое сотрудничество.

Сотрудничество развивается в нескольких направлениях. Первое - это обмен опытом. Мы регулярно встречаемся с другими экспортными кредитными агентствами - и в рамках БРИКС, и в рамках Бернского союза (объединения агентств) - именно для того, чтобы обменяться практическим опытом и информацией: у кого где возникли убытки, какие страны платят лучше, какие хуже, где осложнилась обстановка. Например, мы проводили отдельные семинары в рамках БРИКС по методологии оценки рисков, расчетам страховых премий и так далее. Поверьте, для всех сторон это дает очень ценные знания.

Второе направление - совместная работа на отдельных проектах. Например, узбекский проект, который я уже упомянул: помимо российского финансирования, в нем были задействованы и средства из Китая. А в проекте поставок самолетов "Сухой" в Мексику участвовало сразу три экспортных агентства: наше, итальянское и французское.

- Как будут меняться настройки дорожной карты ЭКСАР после появления нацпроекта "Международная кооперация и экспорт"?

Напомню, этот нацпроект появился в рамках майских указов президента. Тогда глава государства поставил задачу к 2024 году удвоить несырьевой экспорт. Сделать это можно двумя способами (именно над этим нам предстоит работать ближайшие шесть лет). Первый связан с устранением системных ограничений, которые мешают экспорту: различных барьеров, обусловленных избыточным валютным контролем, решением вопросов, связанных с налогами, закрытием отдельных рынков (в связи с отсутствием соглашений) или зон свободной торговли. Устранение подобных барьеров позволит текущему объему продукции выходить на экспорт более свободно. Второй и, пожалуй, самый важный блок - создание новой товарной массы, которая может пойти на экспорт, включая экспорт услуг. Для реализации этой цели, соответственно, требуется поддержка инвестиционной активности экспортно ориентированных предприятий.