Все новости

Alibaba и новый рекорд. Как онлайн-распродажа заработала миллиарды долларов

Табло, демонстрирующее общую сумму реализованных товаров компанией Alibaba в День холостяков
© AP Photo/Ng Han Guan
Показатели китайского Дня холостяков превосходят суммарные достижения знаменитых американских "Черной пятницы" и "Киберпонедельника"

Китайская Alibaba Group в День холостяков, 11 ноября, установила новый рекорд, реализовав товаров на 213,5 млрд юаней, или $30,8 млрд. Это на 27% больше, чем годом ранее, когда компания заработала 168,2 млрд юаней (около $24,2 млрд). Однако темпы роста оказались самыми низкими в истории этой распродажи.

День шопинга, приуроченный в Китае к Дню холостяков, берет начало в 2009 году. В этот день интернет-площадки, принадлежащие Alibaba, предлагают значительные скидки — 30–70%. Праздник, в свою очередь, еще в 1990-х придумали китайские студенты в противовес Дню святого Валентина. А дату 11.11 выбрали потому, что, по китайским поверьям, четыре единицы символизируют одиноких людей.

А основатель Alibaba Джек Ма и ее генеральный директор Дэниель Чжан превратили этот день в праздник потребления, получив поддержку от растущего китайского среднего класса и увеличивающейся интернет-аудитории.

$1 млрд за 85 секунд

За 85 секунд с начала акции продажи достигли $1 млрд, а всего за 16 часов интернет-гигант побил прошлогодний рекорд. При этом в юанях Alibaba достигла его еще раньше — из-за удешевления китайской национальной валюты к доллару в текущем году. Непропорциональный рост в первые минуты распродажи объясняется оплатой предзаказанных товаров. Всего, по подсчетам компании, ей предстоит доставить около миллиарда заказов.

Еще в 2017 году Greenpeace назвал распродажу катастрофой для окружающей среды из-за увеличения объемов мусора и выбросов углекислого газа при производстве и упаковке товаров. Как объясняла организация, в 2016 году акция в День холостяков привела к выбросу 258 тыс. тонн углекислого газа — чтобы поглотить такой объем, нужно 2,58 млн деревьев.

Снижение темпов роста

Общий объем продаж с 2009 года вырос больше чем в три тысячи раз — с 52 млн до 213,5 млрд юаней. Но в 2018 году все равно заметно ослабление активности покупателей и замедление темпов роста — продажи увеличились на 27%, хотя в 2017 году рост составил 39%, в 2016-м — 32% и 59% — в 2015 году.

Так что эксперты Bloomberg советуют инвесторам не попадаться на удочку успеха Дня холостяков. Издание назвало валовый объем продаж бесполезным показателем, хоть и эффектным. По их оценкам, рекорды одного дня не оказывают заметного влияния на финансовые показатели, и в итоге, когда результаты Дня холостяков начнут падать, компания перестанет их публиковать, чтобы "не портить праздничное настроение".

Аналитики телеканала CNBC объясняют самый медленный рост за всю десятилетнюю историю распродажи растущей торговой напряженностью между Китаем и США.

Хотя Дэниель Чжан более позитивно смотрит в будущее и на вопрос, а сможет ли компания и дальше поддерживать такие показатели роста, отвечает, что на интернет-торговлю приходится только 20% всеобщего потребления. Кроме того, компания идет и в традиционный ретейл — по данным СМИ, к декабрю в Китае должны работать уже 100 супермаркетов Hema.

В дне распродажи участвовали более 180 тыс. брендов — на 40 тыс. больше, чем годом ранее. При этом в России число участвующих международных и отечественных брендов увеличилось в 1,5 раза — до 300, рассказал представитель Aliexpress (дочерняя компания Alibaba Group) в стране.

Электроника, товары для детей и одежда традиционно остаются самыми популярными категориями. В этом году покупатели больше всего интересовались продуктами брендов Xiaomi, Apple и Dyson. А iPhone стал лидером продаж среди смартфонов. 

Иностранные аналоги 

Несмотря на то что распродажа в День холостяков напрямую ассоциируется с Alibaba, не отстают и компании-конкуренты — JD.com.Inc и Vipshop Holding Ltd.

Amazon, уступающая Alibaba позиции в Китае, в 2015 году в США запустила свой аналог — Prime Day. Существенным отличием остается то, что китайский интернет-гигант представляет собой площадку, объединяющую разных продавцов, а американская компания торгует самостоятельно.

В России на слуху больше другие зарубежные акции — "Черная пятница" и "Киберпонедельник". "Пятница" запускает в США сезон рождественских распродаж в розничных магазинах, а "понедельник" продолжает его на интернет-площадках. Впрочем, обе они не дотягивают до результатов китайской распродажи — по данным Bloomberg, за 24-часовой День холостяков продается в два раза больше товаров, чем за весь пятидневный праздничный уик-энд в США, который начинается в четверг, на День благодарения, проходит через "Черную пятницу" и заканчивается "Киберпонедельником". Общий объем онлайн-продаж в "Черную пятницу" в 2017 году составил $5 млрд, а в "Киберпонедельник" — $6,6 млрд, уточнило издание Business Insider.

Россия подтягивается за трендом

При этом в России иностранные распродажи получили известность сравнительно недавно и мало чем отличаются друг от друга — все позиционируются как онлайн. При этом "Черная пятница" совпадает по времени с американским аналогом, а вот "Киберпонедельник", например, пройдет 28 января 2019 года.

В "Яндекс.Деньги" рассказали, что, по данным пользователей сервиса, интерес ко всемирному дню шопинга в равной степени проявляют жители всех регионов России. При этом москвичи и петербуржцы по абсолютному показателю совершают больше всех покупок, хотя доля любителей китайских распродаж здесь ниже, чем в среднем по стране.

В целом российский рынок интернет-ретейла в 2017 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), вырос на 13% и превысил 1 трлн рублей. Оценки исследовательского агентства Data Insight оптимистичнее в плане роста — 18%, но сдержаннее относительно объема — только 945 млрд рублей.

В АКИТ отметили, что россияне все больше делают выбор в пользу иностранных онлайн-ретейлеров — доля зарубежного сегмента в общем объеме рынка выросла с 31 до 36%. Но в целом онлайн-сегмент в России занимает только 3% от всего объема торговли, которая составляет 35 млрд рублей.

Арина Раксина

Теги