Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию "Ростех") презентовала новейший двигатель ВК-2500ПС-03 на авиационной выставке Airshow China 2018. Им оснащен российский вертолет Ми-171А2, который также был представлен в китайском Чжухае.
Исполнительный директор АО "ОДК-Климов" (входит в ОДК) Александр Ватагин сообщил: "Мы уверены в качестве своей продукции - об этом свидетельствуют положительные отзывы эксплуатантов. Мы хорошие партнеры для наших заказчиков, и наши надежные двигатели ВК-2500ПС-03 будут долго и успешно работать в Китае, на территории всей Юго-Восточной Азии, а также во всем мире".
Двигатели "Климова"
Представленный в Китае ВК-2500ПС-03 (эти двигатели предприятие производит с 2017 года) - новейшая модификация двигателя ВК-2500 с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Большое внимание уделено безопасности. ВК-2500ПС-03 имеет противопомпажную защиту, исключающую его отказ в случае резкого снижения атмосферного давления в условиях жаркого высокогорного климата, а также сильного бокового ветра при взлете.
Инженеры "ОДК-Климов" разработали для этого двигателя цифровую электронную систему управления и контроля с обратной связью БАРК-6В-7С (типа FADEC). Это, по сути, бортовой компьютер, который отслеживает все параметры работы агрегата, также позволяет снизить расход топлива, повысить надежность двигателя, а значит, и вертолета.
Все это положительно сказалось на динамических показателях нового Ми-171А2: его максимальная и крейсерская скорости относительно серийно выпускаемых вертолетов типа Ми-8/17 возросли на 10%, а грузоподъемность - на 25%, отметили в холдинге "Вертолеты России" (входит в Госкорпорацию "Ростех").
За разработку ВК-2500ПС-03 петербургское АО "ОДК-Климов" получило приз и диплом конкурса "Авиастроитель года - 2017" в номинации "За успехи в разработке авиационной техники и компонентов".
Серийный выпуск базового двигателя ВК-2500 стартовал в 2001 году. С тех пор выпущено более 2000 штук. Ими оснащаются вертолеты серии Ми-17, Ми-24/35 и Ка-52. Еще одна особенность - с 2015 года двигатель ВК-2500 и его модификации полностью изготавливаются на территории РФ. На его производстве заняты более 40 российских компаний, представляющих малый, средний и крупный бизнес.
Умные моторы
Впрочем, "Климов" живет не только своим флагманским продуктом. Среди последних разработок предприятия - семейство двигателей нового поколения ТВ7-117С. Это двигатели для вертолетов типа Ми-38 - ТВ7-117В - и самолетов типа Ил-112 и Ил-114 - ТВ7-117СТ. Реактивные двигатели РД-33МК ("Морская оса") - для военных истребителей морского базирования. Большая часть силовых установок имеет двойное назначение, то есть может использоваться как в военной, так и в гражданской авиации.
Ведется на заводе и работа над перспективным мотором для вертолетов будущего - ПДВ, при изготовлении которого в максимальной степени будут использованы новые конструкционные материалы, в том числе неметаллические. Это позволит снизить его массу на 15% по сравнению с уже существующими аналогами. Силовую установку готовят к 2025 году.
"Работа над ПДВ идет очень широким фронтом, сканируя и вбирая лучшие достижения в смежных областях науки. Мы словно складываем пазл вокруг идеи создания совершенного вертолетного двигателя. Есть такое понимание, как смарт-двигатель. При этом речь идет не только о системе управления, но и о компонентах двигателя, обладающих смарт-характеристиками. Смарт - это буквально интеллект во всем. Не только в системах, электронике двигателя, но даже в железе", - пояснил генеральный конструктор АО "ОДК-Климов" Алексей Григорьев.
Григорьев добавил, что руководство предприятия ставит перед собой задачу не "прозевать" технологическую революцию, которая сейчас происходит во всем мире, и использовать ее достижения в производстве авиационных моторов.
Предприятие уже сейчас внедряет в своем производстве инструменты так называемой четвертой промышленной революции. В первую очередь это новые технологические решения, которые позволяют выпускать "умные" моторы. Завод имеет собственный научный центр и отдельное производство цифровых систем автоматического управления и контроля двигателей - электронных блоков БАРК.
В области научно-технических разработок и образовательных программ "ОДК-Климов" на протяжении нескольких лет сотрудничает с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ). Реализуется совместная программа по разработке современных тяговых систем для авиации. Политех участвует в создании новой системы бесприводных сенсоров - датчиков, которые передают информацию о работе агрегатов на расстоянии. Это позволяет убрать из вертолета многие килограммы проводов, освободив место для полезного груза.
По словам ректора СПбПУ Андрея Рудского, на площадке "ОДК-Климов" проведен уникальный эксперимент по сочетанию адресной науки и образования. Впервые по заявке от предприятия создана базовая кафедра, обучение на которой ведется не только по программе специалитета. Здесь работает команда выпускников и магистров разных специальностей: экономистов, компьютерщиков, электриков, конструкторов, материаловедов - для решения комплексных задач.
"У нас абсолютное понимание и поддержка со стороны руководства "ОДК-Климов". Мы забрасываем инженерный десант на предприятие, которое решает комплексные задачи. Это сформированное на студенческой скамье сообщество единомышленников. Этот очень хороший эксперимент мы распространили и на другие предприятия", - сказал Андрей Рудской.
Сервисная база в Юго-Восточной Азии
Сервисное сопровождение двигателей на протяжении всего их жизненного цикла - еще одно важное направление работы АО "ОДК-Климов". "На предприятии готовы создавать адресную сервисную программу для каждого конкретного заказчика, эксплуатирующего двигатели "Климова", которая позволит обеспечить высокий процент летной годности и снизить стоимость летного часа", - отметили в пресс-службе предприятия.
В октябре 2018 года АО "ОДК-Климов" и вьетнамская компания HELITECHCO (официальный дистрибьютор двигателей ТВ3-117 и ВК-2500) подписали пятилетнее соглашение об обслуживании вертолетных двигателей российского производства во Вьетнаме. Петербургский завод планирует открыть свое представительство и Центр интегрированной логистической поддержки в городе Вунгтау до конца текущего года. После его сертификации здесь планируется осуществлять ремонт гражданских двигателей и главных редукторов вертолетов, которые эксплуатируются в Индонезии, Малайзии, Камбодже, Таиланде, Вьетнаме, Мьянме, Лаосе, а также в Индии, Китае, Бангладеш, на Шри-Ланке и в Австралии. Ранее ТВ3-117 и ВК-2500 по договору с ОДК стали ремонтировать на заводе "Цзиньцзян" в китайском Чэнду.
Как сообщили в пресс-службе АО "ОДК-Климов", работа на рынке Юго-Восточной Азии является одним из приоритетных направлений предприятия. Наличие ремонтной базы в этом регионе позволит активно продвигать отечественную авиационную технику, оснащенную двигателями семейства ТВ3-117 и ВК-2500.
Акционерное общество "ОДК-Климов" - старейшее предприятие авиастроительной отрасли, которое является ведущим российским разработчиком газотурбинных двигателей полного цикла: от осевой линии до сертификации. На двигателях, разработанных на петербургском заводе, летают вертолеты Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-17, Ми-35, Ка-27, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52, а также реактивные самолеты-истребители МиГ-29.
Авиационная техника с силовыми установками "Климова" эксплуатируется в 80 странах мира. Климовские двигатели установлены на 85% отечественных вертолетов. Предприятие имеет конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, испытательные стенды и сервисную службу. Штат сотрудников составляет около 2500 человек. В 2019 году заводу исполнится 105 лет.