Все новости

Энергетики не исключают переход на межбюджетное субсидирование энерготарифов в ДФО

Глава ДВЭУК Дмитрий Селютин подчеркнул, что в этом случае сумма уйдет из надбавки на оптовом энергорынке и, соответственно, из транзитных счетов "Русгидро"

ВЛАДИВОСТОК, 22 ноября. /ТАСС/. Источник субсидирования потребителей в рамках механизма выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке в дальнейшем может измениться и перейти в плоскость межбюджетных отношений. Такое мнение выразил ТАСС глава Дальневосточной энергетической управляющей компании (ДВЭУК) Дмитрий Селютин.

Тарифы на электроэнергию и мощность на Дальнем Востоке регулирует государство: в 2017 году в пяти регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) тарифы для промышленности были снижены до 4 рублей/кВтч. Послабление в рамках механизма выравнивания, предполагающего уменьшение тарифов до среднероссийского уровня за счет надбавки к цене на мощность в европейской, уральской и сибирской частях России, распространилось на Чукотку, Якутию, Магаданскую область, Камчатку и Сахалин. 20 ноября Минвостокразвития РФ сообщило, что эффект от этой меры в 2018 году оценивается в 10 млрд рублей.

"На 2019 год действующая система сохранится в полном объеме, то есть теоретически есть год на дискуссию, принятие решений и отработку механизмов новаций субсидирования. Думаю, что такая дискуссия будет развиваться в двух направлениях: первое - изменение источника субсидирования ряда потребителей. Например, сейчас субсидия распространяется на бюджетные организации и учреждения всех уровней, а источник формируется за счет оптового энергорынка в ценовых зонах. С высокой долей вероятности могу предположить, что источник субсидирования бюджетников изменится и перейдет в плоскость межбюджетных отношений, исходя из индексов бюджетной обеспеченности регионов ДФО", - считает Селютин.

Он отметил, что в таком случае сумма уйдет из надбавки на оптовом энергорынке и, соответственно, из транзитных счетов "Русгидро".

Второй вариант, по его мнению, - корректировка круга потребителей, которые получают электроэнергию по субсидированным тарифам. Ими могут стать крупные, финансово стабильные потребители или национальные компании, выплачивающие надбавку, которую потом возвращают через пониженный тариф.

Новый источник средств для Якутии

Снижение затрат на субсидирование Якутии в рамках перерасчета энерготарифов для Дальнего Востока на 2019 год заставит искать новый источник средств. Им может стать федеральный бюджет, считает Селютин.

Федеральная антимонопольная служба предлагала повысить размер субсидии на 6%, до 37,14 млрд рублей, установив базовый тариф в 4,69 рублей за 1 кВт-ч. Однако правкомиссия по электроэнергетике считает, что затраты на субсидирование Якутии можно снизить на 5 млрд рублей.

"5 млрд для Якутии - это объем "перекрестки" между зонами централизованного энергоснабжения и изолированными энергорайонами. Если не на оптовом энергорынке, то эти деньги все равно придется где-то найти. То есть снижая объем субсидии, формируемой за счет тарифных источников в ценовых зонах, создается задача поиска нового источника субсидирования, предположительно - из федерального бюджета", - сообщил Селютин ТАСС.

В 2017 году в пяти регионах Дальнего Востока тарифы на электроэнергию для промышленности были снижены до 4 руб/ кВтч. Послабление в рамках механизма выравнивания, предполагающего уменьшение тарифов до среднероссийского уровня за счет надбавки к цене на мощность в европейской, уральской и сибирской частях России, распространилось на Чукотку, Якутию, Магаданскую область, Камчатку и Сахалин. Во вторник Минвостокразвития РФ сообщило, что эффект от этой меры в 2018 году оценивается в 10 млрд рублей.

Субсидируемая разница

Дальний Восток с точки зрения электроэнергетики - зона глобального присутствия государственных энергетических компаний, сказал Селютин.

"Эти компании ставят вопрос о необходимости субсидирования разницы не между среднероссийским и региональным тарифом, а между экономически обоснованным и среднероссийским (при условии, что региональный ниже среднероссийского), мотивируя свою позицию необходимостью реновации тепловой генерации и сетевого комплекса", - считает глава ДВЭУК.

С другой стороны, механизм выравнивания тарифов предполагает дополнительную нагрузку на потребителей, работающих на оптовом энергорынке в ценовых зонах. Они - прямые бенефициары ситуации и плательщики "дальневосточной надбавки".

"В результате конкурентная борьба на рынке подменяется схваткой административных ресурсов. Принимаемые решения по механизму выравнивания - результат этой борьбы", - считает Селютин.