Национальная ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР) выпустила исследование, которое рассказывает, как роботы внедряются в экономику в мире и в частности в России. Какие страны — лидеры, какие — нет и почему отечественные заводы часто пренебрегают автоматизацией, а стартапы научились продавать сервисных роботов в страны, дружные с технологиями.
Роботы делают автомобили и станки. Но их мало
За прошлый — 2017-й — год в стране было продано 713 промышленных роботов. Объем рынка составил 2 млрд рублей, а сектор робототехнических систем достиг 5,8 млрд рублей. На долю страны в отчетный период пришлось лишь 0,18% от мирового объема продаж. Столь малый размер рынка — причина нерентабельности производства промышленных роботов в России.
Падение продаж в 2016 году объясняется отсутствием крупных заказов со стороны автопрома, это связано с тем, что машины хуже продавались. А именно на автомобилестроение в России приходится около 40% всех продаж.
Сегодня без роботов не обходится ни один заметный автозавод, но нет производств, укомплектованных по максимуму, все компании еще в стадии внедрения технологий.
В 2017 году автопром купил 37% промышленных роботов. 22% — машиностроение и металлургия. 10% — образовательный сектор, который достиг рекорда — 70 проданных машин. Речь идет о демонстративных роботах для робототехнических классов в вузах и для World Skills. Еще роботы используются в производстве электроники, в химической промышленности. Новый тренд — пищепром стал проявлять интерес к ним в 2018 году.
Топ-стран по внедрению промышленных роботов — Китай, Япония, Южная Корея, США и Германия, в 2017 году на их долю пришлось 73% продаж от общего рынка.
Сварка, погрузка. Где роботы заменяют людей
Наиболее роботизируемые операции — сварка, пайка и погрузочно-разгрузочные процессы (обслуживание станков, конвейеров, перемещение изделий). Постепенно автоматизируются механическая обработка изделий и покраска. Кстати, эти тренды — не только российские, а общемировые.
То есть в первую очередь роботы внедряются на трудных и вредных работах — где машины безоговорочно превосходят людей по качеству и продолжительности труда.
Россия отстает по числу роботов в производстве от других стран по нескольким причинам. Первая — решения дорогие, их могут позволить себе крупные корпорации. Вторая — инертное мышление менеджеров, которые могут позволить модернизировать бизнес, они мало осведомлены о том, насколько это эффективно. Третья — нехватка кадров, которые могут взять на себя внедрение технологий.
Три сценария будущего
Собственное производство промышленных роботов в РФ находится в зачаточном состоянии. 95% купленных решений — от зарубежных производителей: FANUC (Япония), KUKA (Германия), Kawasaki (Япония), ABB (Швейцария), IGM (Австрия).
Те российские компании, которые делают промышленных роботов, находятся в стадии формирования продукта или делают комплексы штучно, на заказ.
НАУРР дает три прогноза развития рынка в ближайшие годы: плохой, хороший, базовый.
Плохой: рост рынка — около 3% в год. Вероятен в условиях затяжной экономической стагнации на фоне нестабильной внешнеполитической ситуации с доминированием политики импортозамещения. До 2030 года в России будет ежегодно внедряться около 1 тыс. роботов.
Базовый: рост рынка — около 8% в год. Если в государственной и внешней политике не произойдет существенных изменений, а также не будет серьезно упрощена система внедрения робокомплексов. К 2030 году скорость внедрения — около 2 тыс. роботов в год.
Хороший: рост рынка от 15% ежегодно. Возможен в условиях стабильной экономической ситуации с популяризацией робототехнических решений и создания стимулов спроса на продукцию. А также упрощение взаимодействия с технологическими продуктами для конечного потребителя. К 2030 году по этому сценарию будет устанавливаться около 4,5 тыс. роботов.
Сервисные роботы. У стартапов дела лучше
Этот рынок формируется как в России, так и во всем мире. Здесь у отечественных компаний больше шансов стать лидерами, чем в промышленной робототехнике.
Динамика продаж десяти компаний, принявших участие в опросах, показывает ежегодный прирост на 50%. В 2017 году совокупный объем продаж десяти предприятий сервисной робототехники составил 340 млн рублей.
Наибольший сегмент (42%) занимают компании, которые делают роботов для общественных мест. К ним относится, например, пермский стартап Promobot: его роботы помогают консультантам на выставках, работают в Сбербанке, московском музее и многих других местах. В текущем году компания заключила контракт с американским дистрибьютором на поставку 2,8 тыс. роботов. На втором месте — роботы для образования (32%), например реалистичные роботы-симуляторы для врачей. А еще мобильные платформы для создания алгоритмов движения беспилотного транспорта, дроны для обучения навыкам пилотирования.
Сервисная робототехника подразделяется на персональную (для потребителей) и профессиональную (для бизнеса). На B2B-сегмент — это тот же робот от Promobot — приходится 68% объема рынка (232 млн рублей). А на B2C — 32% (108 млн рублей), к таким роботам относятся, например, домашние помощники, детские роботы.
Русских андроидов покупают в других странах
Среди экспортеров сервисных роботов — Promobot, AlfaRobotics, ROBBO, ExoAtlet, VIST Robotics. В 2017 году за рубеж продано 303 робота на сумму 51 млн рублей. В процентном выражении — 37% российских профессиональных сервисных роботов и 18% персональных.
Сильные стороны стартапов, выпускающих сервисных роботов: компетенции в области ПО, сильная инженерная и математическая школа, экспорт около 20% продукции, низкая стоимость решений по сравнению с зарубежными.
Слабые стороны: отсутствие сформулированной госполитики в области гражданской робототехники и курирующего органа, отвечающего за развитие, подобного Korea Institute of Robotics Industry Advancement. Уклон в решение задач оборонного комплекса, а не поддержки гражданского направления. Малый размер рынка. Нехватка компетенций в области коммерциализации технологий. Неподготовленность общества — широкие представления о роботах сформированы мифами кинематографа и СМИ. Низкое развитие компонентной базы — многое приходится закупать за рубежом.
В 2018–2019 годах продажи российских сервисных роботов должны вырасти, по прогнозу НАУРР, больше компаний завершают разработку и выводят на рынок свои продукты. Появляются крупные игроки. В 2017–2018 годах в корпорациях наметилась тенденция образовывать команды для внедрения в бизнес-процессы технологий, как пример — Сбербанк, "Газпром нефть".
Анастасия Степанова