Все новости

Эксперт: у Росатома могут быть проблемы с нехваткой ледоколов и портов при развитии СМП

Также он отметил, что для развития инфраструктуры возможно ее строительство на берегу или создание наплавных объектов

ВЛАДИВОСТОК, 13 декабря. /ТАСС/. Росатом после наделения полномочиями по развитию Северного морского пути (СМП) может столкнуться с проблемами нехватки атомного ледокольного флота и инфраструктуры, портов для снабжения судов. В то же время корпорация может решить вопрос энергообеспечения транспортной артерии, сообщил ТАСС директор Инженерной школы Дальневосточного федерального университета, руководитель международного научно-образовательного центра "Дальневосточный Арктический инжиниринговый центр" Александр Беккер.

Ранее Госдума приняла закон о наделении Росатома полномочиями по развитию Севморпути. Согласно документу, Росатом будет определять подведомственное предприятие, уполномоченное согласовывать разрешение на мореплавание в акватории СМП. Он будет также заключать от имени РФ концессионные соглашения в отношении объектов инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории СМП, а также проектировать и строить здания, том числе сооружения повышенного уровня ответственности, включая объекты капитального строительства, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, расположенного на побережье акватории СМП.

"Северный морской путь интересует всю Юго-Восточную Азию, потому что это самый короткий путь, но для стабильной постоянной круглогодичной проводки с большими объемами требуется ледокольный флот. Того, что у нас есть, не хватает. <...> В то же время у нас мало береговой инфраструктуры, портов, необходимых для снабжения, баз, куда могут зайти суда при непредвиденной ситуации. <...> Поэтому инфраструктуру надо очень серьезно наращивать", - сказал Беккер.

Он отметил, что существует два пути: строительство инфраструктуры на берегу, в том числе транспортной и портовой, и создание наплавных объектов. В качестве примера он привел проект создания завода по сжижению природного газа, в рамках которого в Мурманске строятся понтоны, в которых размещают оборудование, после чего эти понтоны доставляют в Обскую губу, где ставят завод на причал.

"Эта технология достаточно перспективная, с помощью наплавных элементов, она может окупить себя. Затраты на строительство в Арктике, с учетом того, что нужны материалы, люди, техника, довольно высоки", - отметил Беккер. При этом, считает Беккер, Росатом может решить проблему нехватки ледокольного флота, выступив оператором и заказчиком по строительству ледоколов. Кроме того, считает собеседник агентства, корпорация может решить проблему энергообеспечения транспортной артерии.

"Они сделали первую плавучую атомную электростанцию [плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов"], это очень серьезное решение. Чтобы энергетически обеспечить север, очень эффективно разместить с определенным шагом электростанции. Они обладают большой мощностью и закроют вопросы энергетики, потому что этот вопрос там стоит все время, любое обустройство требует энергии", - сказал Беккер.