17 декабря 2018, 15:07,
обновлено 17 декабря 2018, 16:18

Орешкин: Россия и Франция намерены расширять сферы экономического сотрудничества

Глава Минэкономразвития отметил, что страны развивают отношения по направлениям, связанным с изменением климата, с инновациями и с производительностью труда

ПАРИЖ, 17 декабря. /ТАСС/. Россия и Франция намерены расширять сферы экономического сотрудничества, заявил министр экономического развития России Максим Орешкин на заседании российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

"Сотрудничество происходит не только в традиционных сферах, сферах энергетики, мы открываем новые направления - это и направления, связанные с изменением климата, с инновациями, с производительностью труда - целая наборка новых направлений, которые раньше не были на повестке, но сейчас, в современном, динамично меняющемся мире, это очень важные направления. Здесь, я считаю, у нас тоже очень большой потенциал, который мы будем поддерживать. Мы с вами уже об этом договорились, двигать его вперед", - сказал Орешкин.

Он отметил, что отношения России и Франции развиваются динамично - за последние три года поставки французской продукции в РФ удвоились. Российский министр добавил, что успешно реализуется совместный проект "Ямал СПГ" (завод по сжижению природного газа, в нем участвует французская компания Total - прим. ТАСС), который доказал, что даже в непростой политической ситуации российские и французские компании могут сотрудничать. Орешкин выразил надежду, что проект "Арктик СПГ - 2" также будет реализовываться совместно.

По совам главы Минэкономразвития, российская экономика стала более привлекательна для иностранных инвесторов благодаря обретению макроэкономической стабильности. В качестве примера он привел ситуацию с колебаниями цен на нефть в октябре-ноябре. "Мы столкнулись с очередной волной падения цены на нефть - с $80 цены упали до $60, но при этом ни для финансового рынка, ни для экономики такое резкое падение практически не означало увеличения волатильности по той самой причине, что новые макроэкономические институты созданы и эффективно работают", - сказал Орешкин.

Такая стабильность позволяет России более активно втягиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости, указал Орешкин. "Мы видим, что все чаще Россия становится элементом глобальных цепочек добавленной стоимости, создаваемых совместно российскими и французскими компаниями", - резюмировал он.

Конкретные экономические проекты РФ и Франции

Россия и Франция нацелены на конкретные экономические проекты, не думают о политике, заявил Орешкин.

"Мы стараемся при развитии российско-французских отношений не обращать внимания на ту политику, которая их окружает, мы концентрируемся на конкретных проектах, на конкретных вещах, которые делают экономическую жизнь России и Франции лучше", - сказал Орешкин, отвечая на вопрос о возможном продлении санкций.

"Концентрация на конкретных делах, на помощи бизнесу в развитии взаимоотношений - это наша задача, мы не думаем о политике", - добавил он.

В свою очередь глава министерства экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр отметил, что Франция соблюдает санкции в отношении России, однако видит место для сотрудничества и развития экономических отношений с Россией.

О проекте "Арктик СПГ-2"

Усиление господдержки со стороны Франции поможет ускорить развитие проекта "Арктик СПГ-2", заявил Орешкин.

"Я очень благодарен, что господин министр [экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр] сегодня принял решение усилить гарантии французского правительства. Это конечно же поможет серьезно двигаться вперед по второму проекту "Арктик СПГ", который компании "Новатэк" и Total сейчас будут развивать вместе и этот проект ожидается еще более успешным и более эффективным, чем "Ямал СПГ", - сказал он.

Ле Мэр отметил, что Франция обеспечит более длинные сроки возврата кредитов по "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ - 2", а также задействует механизм госгарантий для минимизации рисков при развитии "Ямал СПГ".

"Я принял решение, что механизм госгарантий [со стороны Франции] будет обеспечивать более широкую защиту от рисков ввиду нашей приверженности проекту "Ямал СПГ", - отметил французский министр. - Я подтверждаю, что мы приняли решение дать более длинные сроки возмещения кредитов. Что касается госгарантий - это гарантия французского государства проекту "Ямал [СПГ]". Все участники этого проекта просили, чтобы это было сделано".

"Это успех, это экономический сигнал, но за ним кроется и политический сигнал, что мы хотим укрепить наше сотрудничество в энергетической области, базируясь на проекте "Ямал [СПГ]". То же самое касается и проекта "Арктик СПГ - 2". Для нас очень важно, чтобы наибольшее количество французских компаний могло принять в нем участие", - подчеркнул Ле Мэр.

СПГ-проекты "Новатэка"

"Арктик СПГ - 2" - второй завод "Новатэка" по производству СПГ, запуск которого на базе Гыданских месторождений должен состояться в 2023 году. Его мощность составит порядка 19,8 млн т СПГ в год.

Французская Total уже договорилась о покупке у "Новатэка" 10% в проекте по сжижению природного газа "Арктик СПГ - 2". Сделку планируется закрыть в первом квартале 2019 года.

Глава "Новатэка" Леонид Михельсон заявлял, что стоимость проекта "Арктик СПГ - 2" составляет около $25,5 млрд. Эта сумма прописана в соглашении с Total. При этом позднее Михельсон оценил стоимость проекта в $35 млрд.

Total уже участвует в проекте "Новатэка" "Ямал СПГ", который реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения. Total принадлежит 20%. В проекте участвуют также участвуют китайская CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). У "Новатэка" 50,1%.

Сотрудничество в рамках СЕФИК

По итогам СЕФИК Орешкин и Ле Мэр подписали итоговый документ XXIV заседания Российско-Французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, дорожную карту по реализации совместного заявления Минэкономразвития РФ и Минэкономики Франции по "новому российско-французскому партнерству для экономики будущего" и декларацию о намерениях по двустороннему сотрудничеству в сфере повышения производительности труда.

Для реализации двустороннего сотрудничества в рамках "нового российско-французского партнерства для экономики будущего" в качестве приоритетных направлений стороны определили "экономические последствия изменения климата", "новые виды транспорта", "производительность труда и инновации". В рамках каждой темы Россия и Франция подготовили соответствующие дорожные карты, которые включают в себя комплекс мер, направленных на развитие сотрудничества и совместных проектов. Дорожной картой по изменению климата предполагается содействие обмену лучшими практиками и сотрудничеству между крупными компаниями, а также субъектами МСП. Также стороны предполагают усиление двустороннего сотрудничества в развитии "умных сетей", "умных городов", а также налаживание сотрудничества в области лесного хозяйства и "зеленой энергетики".

Дорожная карта по новым видам транспорта предполагает углубление сотрудничества по вопросам разработки и внедрения новых видов транспорта, в частности речь идет об обмене опытом между российскими и французскими экспертами в области беспилотных автомобилей, цифровых технологий.

В сфере инноваций и производительности труда предполагается развитие двустороннего сотрудничества в области искусственного интеллекта, оказание финансового содействия российско-французским технологическим кооперациям, упрощение организации сотрудничества для стартапов и МСП, продолжение укрепления российско- французского центра образовательных программ в области автомобилестроения, укрепление двустороннего сотрудничества в рамках французской программы "Индустрии будущего", а также организация межправительственного сотрудничества по вопросам производительности труда.