МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Экономическая целесообразность реализации проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань фактически отсутствует, заявил журналистам первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
"Я скептически отношусь (к данному проекту - прим. ТАСС), - сказал он. - Вопрос: будет ли здесь экономика?".
Силуанов напомнил, что проект ВСМ Москва - Гороховец (Владимирская область, откуда поезд идет до Нижнего Новгорода) - часть ВСМ Москва - Казань - включен в проект Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной и энергетической инфраструктуры на период до 2024 года.
"Даже если это будет Казань - никакой экономики абсолютно нет. Такие проекты высокоскоростных магистралей делают там, где большое скопление народа, где люди будут перемещаться. Между Москвой и Питером - я еще понимаю. Даже есть оценки специалистов, где такие проекты могут быть выгодны и могут окупать текущее содержание. Но поскольку между Казанью и Москвой действует нормальное авиасообщение, по времени все равно авиасообщение будет быстрее, чем высокоскоростной поезд, поэтому экономический смысл фактически отсутствует", - отметил Силуанов.
По мнению первого вице-премьера, возможная перевозка по ВСМ грузов в контейнерах в Китай (при условии предполагаемого продления магистрали) также нерентабельна в сравнении с транспортировкой по морю или обычной железной дороге. "Экономика не бьется - вот в чем проблема", - подчеркнул он, напомнив, что даже в Китае высокоскоростное сообщение окупается "далеко не везде".
В октябре президент РФ Владимир Путин поручил до 1 февраля проработать вопрос направления прибыли РЖД вместо дивидендов на проекты магистрального плана. Кроме того, правительству поручено до 1 марта предусмотреть в качестве условия при выделении средств федерального бюджета на реализацию проекта по организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами, предусмотренного планом, выход на плановую операционную безубыточность эксплуатации создаваемой железнодорожной линии. Минфину России совместно с Минтрансом до 1 октября 2019 года поручено дополнительно проработать вопрос равномерного финансирования транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в период 2020-2024 гг.
Протяженность ВСМ Москва - Казань составит около 790 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани составит 3,5 часа против нынешних 14 часов. Согласно плану развития магистральной инфраструктуры, первый участок ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода стоимостью более 620 млрд рублей может быть введен в эксплуатацию до 2024 года. Общий объем инвестиций в ВСМ Москва - Казань Минтранс РФ оценивает в 1,7 трлн рублей.