10 января 2019, 15:30
Статья
Торговая война

В Пекине прошел новый раунд торговых переговоров США и Китая. Впереди сделка?

У сторон остаются считаные месяцы, чтобы выработать соглашение. Пока разногласия по структурным вопросам сохраняются
Заместитель представителя США на торговых переговорах Джеффри Герриш (в центре). AP Photo/ Andy Wong
Заместитель представителя США на торговых переговорах Джеффри Герриш (в центре)

Мировые котировки и цены на нефть выросли на фоне оптимизма по поводу торговых переговоров США и Китая, которые могут положить конец их тарифной войне. Очередной раунд консультаций по торгово-экономическим вопросам на уровне заместителей министров состоялся 7–9 января и был оценен позитивно обеими сторонами. Но если уладить торговые противоречия оказалось сравнительно просто, то более глобальные проблемы, в том числе требования США по реформе китайской экономики, все еще остаются серьезным камнем преткновения.

Переговоры шли на день больше, чем ожидалось. Это хороший знак

Консультации в Пекине первоначально были запланированы на 7–8 января, однако по неоглашенной причине продлились еще на сутки. По данным источников Reuters, во вторник переговоры продолжались до самого вечера, а в среду делегаты решили встретиться вновь на фоне позитивных подвижек.

Американскую делегацию возглавил заместитель представителя США на торговых переговорах Джеффри Герриш, китайскую — заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь. В понедельник на встрече с американцами также был замечен вице-президент (и главный торговый переговорщик Китая) Лю Хэ, что наблюдатели сочли хорошим знаком. Источники CNN утверждают, что в конце текущего месяца Лю Хэ посетит Вашингтон, чтобы вместе с торговым представителем США Робертом Лайтхайзером продолжить работу над большой сделкой.

Министерство коммерции Китая назвало переговоры успешными, отметив, что первый в 2019 году раунд консультаций "позволил заложить прочную основу для устранения взаимной обеспокоенности". Трамп был более краток, написав в Twitter, что все "идет очень хорошо".

По словам официального представителя МИД КНР Лу Кана, продление переговоров свидетельствует о серьезном подходе обеих сторон к консультациям. "Если [их] результат будет позитивным, это принесет пользу как для Китая, так и для США, а также станет хорошей новостью для мировой экономики".

Китай готов на уступки, но без ущерба национальной безопасности и развитию

Bloomberg выделял семь пунктов, которые должны были обсуждаться на переговорах и от которых в конечном счете зависел их успех:

• интеллектуальная собственность;

• Huawei и технология 5G;

• программа "Сделано в Китае — 2025";

• энергетика (нефть и СПГ);

• экспорт американской сельскохозяйственной продукции в Китай;

• автомобильные тарифы;

• доступ на китайский рынок для иностранных банков и финансовых учреждений.

По данным главного редактора китайской газеты Global Times Ху Сицзиня, в ходе переговоров американцы поднимали проблемы торговли, структурных изменений в экономике Китая и кибербезопасности. Из них проще всего были разрешены вопросы торгового характера. "В других областях Китай принял те пункты, которые соответствуют [проводимым им] реформам, но отверг требования, которые наносят урон его национальной безопасности", — отметил журналист.

Торговое представительство США по итогам переговоров выпустило документ, в котором говорится об обещании Китая закупить "значительное количество сельскохозяйственных, энергетических, промышленных товаров, а также других продуктов и услуг из США". Однако, судя по словам вице-президента Торговой палаты США Майрона Бриллианта, американцам этого мало: они хотят увидеть структурные реформы, которые "обеспечат устойчивый доступ и равные условия" для американского бизнеса на китайском рынке. Вашингтон также требует от Пекина "отменить правила, которые слишком часто приводят к передаче технологий и другими способами ставят компании США в невыгодное положение". Это касается в том числе государственного субсидирования китайских компаний.

South China Morning Post (SCMP) пишет, что на следующем раунде переговоров речь, вероятно, пойдет о создании механизма контроля за выполнением структурных реформ. Опрошенные газетой эксперты предполагают, что Пекин может поддержать их лишь "на бумаге", но никогда не откажется от проводимой им промышленной политики — в том числе стратегии "Сделано в Китае — 2025", призванной обеспечить китайское доминирование в высокотехнологичных отраслях, которые будут двигателем будущего экономического роста КНР.

Впрочем, это не значит, что американо-китайская сделка обречена на провал. У экспертов есть ощущение, что Трамп настроен на то, чтобы все-таки заключить торговое соглашение — "даже если это будет не та сделка, которую он изначально хотел".

Знаки доброй воли

Вашингтон развязал экономическое противостояние с Пекином летом 2018 года "в свете кражи Китаем интеллектуальной собственности и технологий, а также других несправедливых торговых практик". За этим последовало введение обоюдных торговых тарифов. 2 декабря председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Дональд Трамп договорились на саммите G20 в Аргентине о "перемирии" сроком 90 дней. За это время стороны должны устранить противоречия, вызванные дисбалансом в двухстороннем товарообороте. Если сделки не произойдет, Трамп обещал повысить тариф с 10 до 25% на китайские товары, чья совокупная стоимость составляет $200 млрд. Дедлайн переговоров — 2 марта.

Позитивный исход консультаций 7–9 января был подкреплен решением Китая одобрить закупки пяти видов генно-модифицированного зерна, которое наблюдатели оценили как "знак доброй воли" по отношению к американцам. В понедельник китайцы также закупили большую партию соевых бобов из США — уже третью за прошедший месяц.

Наконец, в начале недели было объявлено о том, что американская компания Tesla намерена строить завод в Китае. Это будет первое предприятие в автомобильной промышленности в Китае со стопроцентным иностранным капиталом, а также первый завод Tesla за пределами США. В Пекине рассчитывают, что компания Илона Маска помирит стороны, став "стимулом стабильного развития китайско-американских отношений".

Артур Громов