Все новости

Планируемый Польшей остров в Калининградском заливе будет закрытой технической зоной

Речь идет о месте, где будет складироваться земля от строительства канала через Балтийскую (Вислинскую) косу

ВАРШАВА, 14 января. /Корр. ТАСС Ирина Полина/. Власти Польши в ходе сооружения судоходного канала через Балтийскую (Вислинскую) косу, который соединит город-порт Эльблонг с Балтийским морем, планируют построить новый остров в Калинградском (Вислинском) заливе, который будет закрытой технической зоной. Об этом корреспонденту ТАСС сообщила в понедельник пресс-секретарь Морского управления в Гдыни Магдалена Кежковская.

В начале года Морское управление объявило тендер на строительство канала, в котором содержится также информация о создании "шлюза, внешнего порта и острова в Вислинском заливе". Предполагается, что площадь нового острова в форме эллипса составит 181 гектар, размеры - 1932 на 1192 метра, высота два - три метра над уровнем моря.

"Это будет место, где будет складироваться земля от строительства канала и углубления морского пути", - сказала она, подчеркнув, что остров не будет доступен для кораблей и туристов. "Это будет закрытый технический объект", - добавила Кежковская.

По словам представительницы Морского управления, на данный момент весь проект находится в стадии обсуждения в разных инстанциях. "Мы сейчас находимся в процессе получения водного правового разрешения", - указала она, подчеркнув, что позднее потребуется также получение разрешения на реализацию инвестиции.

Споры

Планы создания нового острова стали поводом для споров и критических комментариев.

"Это подарок для экологов. К острову не смогут подходить корабли и он не будет доступен для туристов. Это будет своеобразный природный резерват, среда обитания для птиц. Это важно, так как существовала опасность, что из-за создания канала многие места обитания птиц исчезнут безвозвратно. Такого, однако, не случится", - сказал информационному порталу Onet представитель правящей в республике партии "Закон и справедливость" Ежи Вилк.

"Не понимаю, почему вокруг этого острова столько эмоций", - добавил политик. По его словам, от строительства канала останется масса земли. "Была проблема, что с ней делать. Вывозить грузовиками? - указал он. - Остров - хорошая идея".

Против создания самого канала выступают власти Поморского воеводства. "Канал будет стоить всем нам почти миллиард злотых. Нам хотелось бы знать, что эти средства будут потрачены разумно", - отметил пресс-секретарь главы воеводства Михал Петрковский. Региональные власти также сомневаются, что новая инвестиция значительно расширит потенциал порта в Эльблонге, так как на его развитие потребуются значительные средства.

Нет в регионе и энтузиазма по поводу нового острова. "Тут нет никаких поводов для гордости", - сказал Петрковский, подчеркнув, что остров посреди живописного Вислинского залива будет состоять из песчаного ила, шлама, тины и выглядеть совсем не эстетично. "Остров позора", - добавил он.

Строительство канала

Как утверждают в Варшаве, канал, пересекающий Балтийскую косу, будет построен с согласия Еврокомиссии в полном соответствии с законодательством Евросоюза и экологическими нормами. Касаясь протеста российской стороны, которая выступает против этого проекта из-за угрозы экологии, министр морского хозяйства и внутреннего судоходства республики Марек Грубарчик ранее заявлял, что "в текущей геополитической ситуации можно обойти стороной" эти аргументы.

Как ожидается, строительство канала завершится в 2022 году. Стоимость проекта оценивается в 880 млн злотых (около $220 млн). Новый канал протяженностью 1,3 км и глубиной 5 м соединит Калининградский (Вислинский) залив с Гданьским заливом. Благодаря ему в морской порт Эльблонга смогут заходить корабли длиной до 100 м, шириной до 20 м и осадкой до 4 м.

В настоящее время суда попадают в Эльблонг через территориальные воды России. Этот режим регулируется специальным контрактом на навигационные права, заключенным между государствами.

Обеспокоенность РФ

Ранее Министерство природных ресурсов и экологии РФ выразило озабоченность планами польской стороны по строительству данного судоходного канала на Вислинской (Балтийской) косе.

Как указало российское ведомство, природный комплекс Балтийской косы в силу особенностей его формирования и размещения в контактной зоне суша - море отличается повышенной уязвимостью к любому роду антропогенного воздействия и нефтяного загрязнения. Благодаря своему географическому положению она служит коридором для мигрирующих птиц многих видов, пролетающих из северо-западных областей России, Финляндии и стран Балтии в страны Средней и Южной Европы.

Минприроды РФ также отмечает, что Польша является участником Конвенции ЭСПО, и это возлагает на нее ответственность за выполнение обязательств по принятию всех надлежащих и эффективных мер для предотвращения, уменьшения и контроля за существенным вредным трансграничным воздействием на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности и проведение общественных слушаний по проектам.