МОСКВА, 11 марта. /ТАСС/. Рекламный рынок в России в 2018 году вырос на 12% по сравнению с показателями 2017 года, суммарный объем рекламных бюджетов за вычетом НДС составил почти 469 млрд рублей, интернет занял лидирующую позицию на рынке, оттеснив телевидение. Об этом говорится в исследовании Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), представленном в понедельник в ТАСС.
"Комиссия экспертов АКАР подвела итоги развития рекламного рынка России за 2018 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил почти 469 млрд рублей, что на 12% больше, чем годом раньше", - отмечено в исследовании.
При этом по итогам года интернет впервые стал самым крупным сегментом российского рынка рекламы, оттеснив на второе место телевидение, следует из данных исследования. Объем рынка интернет-рекламы вырос на 22% - до 203 млрд рублей, динамика сегмента телевидения превысила 9%, что позволило достичь объема 187 млрд рублей. Рынок рекламы печатных СМИ в 2018 году потерял 12% и составил 18 млрд рублей, при этом доходы digital-ресурсов издателей показали рост 13% (14 млрд рублей). По данным исследователей, показатель объемов закупки рекламы на радио не изменился с 2017 года, он по-прежнему составляет 16,9 млрд рублей.
Вице-президент АКАР, сопредседатель комиссии экспертов АКАР Сергей Веселов отметил, что рынок в начале 2018 года дал прирост почти в 15%, но к концу года ситуация ухудшилась, в последнем квартале прироста не наблюдалось. По его словам, такая ситуация является настораживающей для прогнозов на 2019 год.
Профильный комитет АКАР также подвел итоги развития промоиндустрии, оценив объем сегмента в 2018 году в 22,2 млрд рублей, прирост составил 8%. Крупнейшими регионами промоиндустрии являются Москва, на которую приходится 45% рынка, и Петербург с 20%.
Председатель комитета АКАР, генеральный директор ООО "Альтернативный маркетинг" Алексей Вязовцев отметил, что серьезное влияние на позитивную динамику оказал прошедший в России Чемпионат мира по футболу. "Большое количество промо продукции с символикой ЧМ и просто спортивной символикой было произведено в этом году. На фоне интереса к спорту развивался в 2018 году спортивный мерчендайзинг", - сказал он, отметив, что в текущем году рост продолжится.
Категории рекламы
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Mediascope Михаил Райбман отметил, что на телевидении крупнейшей рекламной категорией остаются лекарства и биологически активные добавки. По его словам, в 2018 году на рекламу данной категории пришлась четверть всего телерекламного "инвентаря". В первую "десятку" товарных категорий на ТВ впервые вошли интернет-услуги: их доля в общем объеме рекламных контактов по итогам года составила около 5%.
При этом самой крупной рекламной категорией на радио стали автомобили и транспортные услуги, в прессе и наружной рекламе - ретейл. В онлайн-видеорекламе в лидеры вышли интернет-услуги, в баннерной интернет-рекламе - авто и транспортные услуги.
Реклама в регионах
Комиссия экспертов АКАР также провела оценку объема регионального рекламного рынка. В расчет были включены телевидение, радио, пресса и наружная реклама, показатель не учитывал московский регион. Суммарный объем региональных рекламных бюджетов в 2018 году составил 48,4 млрд рублей, что на 2% меньше аналогичного показателя 2017 года.
Было зафиксировано снижение объема рекламных бюджетов в регионах в сегменте прессы - с 5,4 млрд рублей до 4 млрд рублей. Рынок наружной рекламы также показал снижение в пределах 5%. В регионах заказчики, по данным АКАР, "меньше вкладывают в наружную рекламу и делают фокус на продвижение с помощью телевидения: 9,5 млрд рублей против 26 млрд рублей соответственно".
Суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций с учетом рекламных бюджетов, потраченных в 2018 году на создание креативных решений, на производство рекламной продукции и на оплату услуг рекламных агентств, составил около 810-830 млрд рублей.
В новость были внесены изменения (19:10 мск) - содержит дополнительную информацию после четвертого абзаца