20 марта 2019, 14:12,
обновлено 20 марта 2019, 16:25

Еврокомиссия оштрафовала Google на €1,49 млрд за нарушение норм конкуренции

REUTERS/ Hannah McKay
Одной из главных претензий к компании стала проблема размещения контекстной рекламы клиентов Google на поисковых страницах веб-сайтов

БРЮССЕЛЬ, 20 марта. /ТАСС/. Еврокомиссия наложила штраф в €1,49 млрд на корпорацию Google за нарушение европейских норм по конкуренции при размещении рекламы в интернете и ее выделении при поиске в сети. Об этом заявила в среду на брифинге в Брюсселе еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер.

"Еврокомиссия сегодня приняла решение о вынесении штрафа в отношении Google в размере €1,49 млрд за нелегальное злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг интернет-поиска. Google допустил нарушения норм по конкуренции при размещении онлайн-рекламы и ее выделении в результатах поиска в сети. Все эти нарушения зафиксированы в контрактных обязательствах, которые Google навязал своим партнерам - владельцам веб-сайтов", - заявила она.

Вестагер пояснила, что антимонопольное расследование Еврокомиссии против Google охватывает период с 2006 по 2016 год. Это уже четвертое антимонопольное дело ЕК против Google за последние пять лет.

Эксклюзивное право на рекламу

Главной претензией Еврокомиссии в этот раз стала проблема размещения контекстной рекламы клиентов Google на поисковых страницах веб-сайтов - партнеров американской компании.

"Веб-сайты [партнеры Google], например газеты, блоги или агрегаторы туристических услуг, обычно имеют интегрированную функцию поиска. Когда пользователь осуществляет поиск, веб-сайт выдает результаты поиска, а также контекстную рекламу, которая размещена на странице вокруг результатов поиска. При помощи сервиса AdSense for Search компания Google предоставляет оптимальные результаты поиска контекстной рекламы", - пояснила Еврокомиссия.

В результате изучения сотен соглашений с такими сайтами-партнерами эксперты Еврокомиссии установили, что с 2006 года Google ввел в них "статьи об эксклюзивности права на рекламу", которые прямо запрещали партнерам Google размещать на своих страницах с результатами поиска рекламу от конкурентов Google. С 2009 года Google несколько ослабил эту практику, требуя от партнеров в контрактном порядке размещения в наиболее дорогих рекламных зонах сайтов строго оговоренного минимума контекстной рекламы, предоставляемой Google.

Новые обвинения

Еврокомиссия представила в среду целый блок обвинений против американской компании по различным маркетинговым практикам, начиная от вынесения на первые позиции при поиске с использованием Google в интернете веб-сайтов, являющихся партнерами Google, до платы производителям мобильных устройств и операционных систем к ним, чтобы они включали предустановленные приложения поиска на базе Google.

ЕК подчеркнула, что эти практики были направлены на "цементирование доминирующего положения Google на европейском рынке и препятствованию свободной конкуренции в сфере поиска и размещения рекламы в интернете".

Еврокомиссар отметила, что Google всегда может опротестовать решение ЕК в суде, но сначала должен оплатить штраф.

Не против США

Отвечая на вопросы журналистов Вестагер заверила, что данный штраф, как и антимонопольная политика ЕК в целом, не направлена против США или отдельно американского IT-сектора.
"Еврокомиссия рада американским и другим иностранным компаниям, работающим на европейском рынке, однако они, начиная эту работу, должны принять условия работы на нашем рынке", - подчеркнула она.