Все новости
Обновлено 

Ford закрывает заводы в России. С чем не справился американский автоконцерн?

© Александр Демьянчук/ТАСС

О предстоящем сворачивании производства легковых автомобилей автоконцерна Ford в России предварительно в марте 2019 года сообщили СМИ, затем об этом рассказал вице-премьер Дмитрий Козак, а позднее подтвердила и сама компания.

Как Ford работает в России?

?

Автоконцерн Ford Motor Company и группа Sollers при равном участии сторон в 2011 году организовали совместное предприятие Ford Sollers.

Оно выпускает Ford Focus и Ford Mondeo во Всеволожске, Ford Fiesta и Ford Ecosport в Набережных Челнах, а также Ford Kuga, Ford Explorer и Ford Transit в Елабуге. Там же, в Елабуге, в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Алабуга" работает и завод по производству двигателей.

О чем объявил Ford Sollers?

?

Ford Sollers отказывается от выпуска легковых автомобилей в России и закрывает два из трех автомобильных заводов — в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод двигателей в ОЭЗ "Алабуга".

Завершить выпуск планируется до конца июня, а купить последние автомобили с российских заводов, по оценкам СМИ, можно будет примерно до октября 2019 года. При этом все обязательства по гарантийному ремонту и сервису машин компания обещает выполнять в полном объеме. Этим займутся дилеры — более половины из них будут продавать и обслуживать Ford Transit, а также ремонтировать другие легковые автомобили Ford, остальные продолжат только ремонт и обслуживание.

Концерн оставит производство легкого коммерческого транспорта (LCV) — речь идет о Ford Transit, который собирается в Елабуге. При этом компания Sollers получит 51% в новом совместном предприятии с Ford, а переговоры о его работе планируется завершить в ближайшие месяцы.

Почему Ford сворачивает производство в России?

?

Глава Американской торговой палаты (AmCham) в России Алексис Родзянко объяснил решение Ford общеевропейской стратегией компании. Концерн объявил о своих планах реорганизовать убыточный бизнес в Европе в целом и в России в частности еще в январе 2019 года. По данным агентства Bloomberg, компания сталкивалась с трудностями при адаптации к появлению новых технологий, ужесточению законодательства в сфере защиты окружающей среды и напряженности на европейском рынке из-за Brexit.

В Ford заявили, что российский рынок легковых автомобилей последние годы находился под сильным давлением — он восстанавливался медленнее, чем ожидалось, при этом спрос сместился в сторону более дешевых моделей. Все это привело к недозагрузке производственных мощностей компании в России и снижению их доходности. Так, осенью 2018 года недовольство простоем завода и, как следствие, снижением зарплат даже привело к забастовке сотрудников во Всеволожске. 

"Целью изменений является необходимость возврата к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке", — объяснили в автоконцерне. Всего на европейском рынке компания рассчитывает реструктуризировать $11 млрд расходов.

В Минпромторге заявили, что Ford проиграл рынок легковых автомобилей и в Европе, и в России своим конкурентам — например, компаниям Renault, Nissan, "АвтоВАЗ", Volkswagen и новым корейским и китайским брендам.

Дмитрий Козак уточнил, что у компании возникли проблемы со сбытом продукции. Так, продажи самой востребованной марки Ford в России — Ford Focus — только в 2018 году снизились на 4,6%, а общие объемы реализации компании за первые два месяца 2019 года упали на 45% — до 4,17 тыс. штук. При этом Kia Rio сместила Ford Focus с позиции самой распространенной иномарки в стране.

Что будет с сотрудниками заводов?

?

При реструктуризации производства руководство проведет масштабное сокращение штата по всему миру. Только в Германии концерн планирует уволить около 5 тыс. человек. В России сокращение штата будут проводить по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций.

Их размер зависит от стажа работы: до пяти лет — 5,5 окладов, 5-6,5 лет — шесть окладов, шесть-семь лет — семь окладов, семь-восемь лет — восемь окладов, восемь-девять лет — девять окладов, 10-15 лет — 11 окладов, а свыше 15 лет — 12 окладов. А всего работникам и поставщикам компания выплатит около $200 млн.

А что произойдет с авторынком?

?

Опрошенные ТАСС эксперты отметили, что уход Ford не изменит ситуации на российском рынке легковых автомобилей. Ведь продажи когда-то популярной марки сокращались уже несколько лет, а свято место пусто не бывает — его уже частично заняли конкуренты, которым есть что предложить рынку.

Кроме того, специалисты усомнились в скором возвращении марки в Россию — в современных реалиях компании дешевле оставаться на рынке, чем входить на него заново. Впрочем, прекращение производства может вызвать ажиотажный спрос на товар, считают дилеры. Сама компания объявила о распродаже моделей Kuga, Focus, Fiesta и Explorer. 

Чем еще, по мнению экспертов, может обернуться решение Ford, читайте в другом материале ТАСС.